Mass Effect 3 — заключительная часть одноименной трилогии в жанре экшен-РПГ от компании BioWare. Игра увидела свет в 2012-м году и сразу стала хитом. В этой части капитан Шепарад, хорошо знакомый нам по первым двум частям, вступает в решающую битву со Жнецами — разумными машинами, регулярно уничтожающими все развитые цивилизации в галактике.
История знаменитого героя капитана Шепарад началась в 2007-м году, когда вышла первая часть игры. Это игра с сильным уклоном в научную фантастику, в которой вас ждут космические перелеты, сражения с инопланетянами, исследования далеких уголков космоса. В последней части игры Шепараду предстоит вступить в решающую схватку со Жнецами — искусственно созданной расой синтетических машин, которые запрограммированы проводить регулярные циклы тотального уничтожения всех развитых рас в галактике. Шепараду предстоит раскрыть тайну Жнецов и прервать цикл разрушения.
Играть в Mass Effect 3 можно несколькими способами. Во-первых, вы может просто быстро пробежаться по основной сюжетной линии, не отвлекаясь на побочные задания. Во-вторых, вы можете добросовестно выполнять все доступные побочные задания, прокачивать умения и оружие, искать продвинутую броню и апгрейды.
При первом способе прохождения игра получится динамичной, насыщенной событиями, но очень короткой. Второй способ прохождения превратит игру в длинную космическую историю, которая будет на порядок продолжительнее первого варианта прохождения, но при этом вскроет ряд существенных недостатков, главным из которых станет однообразие. Побочные миссии обычно похожи как две капли воды, диалоги не блещут разнообразием и даже враги на поле боя появляются по заданному алгоритму. В каждой миссии все эти ингредиенты выдаются равными порциями: защита укрепрайона, уничтожение вражеских орудий, прорыв к передатчику — эти миссии повторяются постоянно и к концу игры изрядно надоедают.
Баланс
С самого начала игры можно заметить, что разработчики серьезно поработали над балансом игры и наконец смогли найти разумный компромисс между экшеном и РПГ. Хотя игровой процесс и остался вполне узнаваемым, раздражающих недочетов стало намного меньше.
Прежде всего, это относится к диалогам между активными персонажами. Отныне нет необходимости пересматривать длиннющий список доступных вопросов в диалоге, надеясь получить от собеседника какие-нибудь новые сведенья. Если ваш собеседник не может сообщить ничего нового, разговор продолжается в фоновом режиме, и вы можете покинуть своего собеседника, не выслушивая до конца его откровения.
Квестовые НПЦ становятся неактивными, если их сюжетная линия была завершена, а если хочется послушать сплетни и шутки, то можно вообще не вступать ни с кем в диалог — достаточно просто прогуляться по палубам «Нормандии» и послушать о чем говорят между собой члены экипажа космического корабля.
Система утомительного и однообразного поиска полезных ископаемых из предыдущих частей игры была наконец-то убрана, теперь вместо этого нам предлагают сыграть в небольшую мини-игру «Сбеги от Жнеца». Добывая различные военные ресурсы и деньги на разных планетах нужно всегда быть готовым к неожиданному вторжению Жнецов и бегству в другую звездную систему.
Боевая система
В Mass Effect 3 была слегка переработана боевая система. Теперь капитан Шепарад стал более подвижным, научился легко перемещаться за укрытиями и быстро менять позицию, перебегая между ними. В арсенале игрока появились перекаты, был выведен индикатор гранат и изменен еще ряд мелких деталей, приблизив сражения в игре к стандартам шутеров. У Шепарда появилась усиленная атака в рукопашной, уникальная для каждого класса. Шкала здоровья была разделена на пять ячеек: полностью поврежденную ячейку здоровья можно восстановить с помощью медикаментов, частично поврежденные ячейки автоматически регенерируют со временем.
Количество разновидностей врагов было увеличено в несколько раз, они слегка поумнели. В этой части игры противников можно поделить на 3 основные группы: Геты, Цербер и Жнецы. У героя появилась возможность комбинировать умения, нанося таким образом врагам дополнительный урон.
Тактическая пауза, присутствующая в предыдущих частях игры, осталась в третьей части. В этом режиме появляется радар, на котором показывается местоположение ближайших противников и указывается направление к цели текущего задания.
Развитие персонажа
В этой части игры остались те же классы, которые присутствовали и в предыдущей части: Солдат, Штурмовик, Страж, Адепт, Разведчик и Инженер. Максимальный уровень прокачки был увеличен до 60, как это было в первой части Mass Effect (во второй части максимальный уровень был снижен до 30). Если у вас остались сохранения из второй части игры, вы можете начать игру с уровнем и умениями, которые были открыты в предыдущей игре.
Почти в два раза было увеличено число навыков. Теперь каждый навык можно улучшить до 6-го уровня (в предыдущей части навыки улучшались до 4 уровня). Получив четвертый уровень навыка, игрок может выбрать дальнейшее направление развития этого навыка. Так же как в Mass Effect 2 вы сможете пройти «интенсивную подготовку» и борту Нормандии и получить способности, которыми обладают ваши партнеры. Но доступными они станут только после активации определенных сюжетных событий. Так как, даже достигнув 60-го уровня, у вас не будет возможности развить до максимума все доступные умения, вам придется выбирать приоритетное направление развития.
Кстати, теперь независимо от класса персонажа вы сможете пользоваться любым оружием и таскать любое его количество. Но при этом, чем больше оружия вы с собой носите, тем медленнее восстанавливаются ваши навыки. Количество оружия в игре также было увеличено в несколько раз. Из основного арсенала было исключено тяжелое вооружение, которое теперь доступно только в отдельных миссиях. Оружие теперь можно улучшать, устанавливая на него различные модификации.
Система диалогов
Диалоги в Mass Effect 3 мало изменились, по сравнению с предыдущими играми — вы все также используете «круг ответов», в котором кроме стандартных ответов иногда появляется возможность выбрать дополнительное действие (обаяние/устрашение), если конечно ваш персонаж достаточно прокачан в определенном направлении — Героя или Отступника. Система «Прерывания диалога», появившаяся в предыдущей части, осталась и в Mass Effect 3 — если вовремя нажать на определенную кнопку во время диалога, Шепарад может повлиять на развитие событий.
Готовность галактики
Нововведением в игре стала система «Готовности галактики». Выполняя различные задания, Шепарад будет получать различные военные ресурсы, которые помогут ему в сражении со Жнецами. Также определенное количество ресурсов можно получить, просто поговорив с определенными персонажами. Количество полученных ресурсов зависит от действий игрока.
Все полученные ресурсы складываются и определяют уровень «Галактической готовности». От этого зависит, какое количество войск поддержит главного героя в финале игры и во многом определяет концовку игры.
Также повысить «Галактическую готовность» можно, играя в мультиплеер.
Многопользовательский режим
В игру был добавлен многопользовательский режим, который представляет собой кооператив на четырех игроков. В этом режиме игрокам предлагается отбить несколько волн врагов и спастись на эвакуационном транспорте. Противники будут те же, что и в одиночной компании: геты, агенты «Цербера» и Жнецы.
Изначально пользователям предлагалось 6 карт, которые соответствовали 6-ти миссиям, которые становились доступны по мере прохождения игры и которые Шепараду поручал выполнить адмирал Хакет. После завершения такой миссии между ними происходил краткий диалог, в котором говорилось, что Шепарад расчистил плацдарм, который теперь смогут удерживать силы союзников. Видимо, в многопользовательской игре предполагалось, что вы будете играть за одного из членов таких отрядов.
По мере выхода очередных многопользовательских дополнений количество кар для совместной игры было увеличено до 13, а первоначальные 6 были усложнены различным дополнительными событиями, например, кислотным дождем или песчаной бурей.
Многопользовательские миссии можно проходить на разных уровнях сложности — Бронза, Серебро, Золото и Платина.
В кооперативной игре можно выбрать любой класс из одиночной игры, и есть представители почти всех игровых рас. Кроме того в игре доступен магазин, в котором можно купить несколько вариантов наборов предметов, отличающихся качеством снаряжения и стоимостью. Есть здесь и ачивки, которые дают игровые очки, за которые покупаются уникальные титулы.
Игра в кооперативном режиме позволяла повышать уровень готовности галактики в одиночной компании, влияя таким образом на концовку игры.
Окончание игры
Больше всего драм и споров породил финал игры, который различался в зависимости от действий персонажа на протяжении игры и готовности галактики. Всего в стандартной версии игры присутствовало три основных концовки, а после выхода дополнения была добавлена четвертая. А всего вариантов концовки, отличающихся некоторыми деталями, насчитывается 8.
Финал игры зависел от выбора Шепарада, количества боеспособного флота собранного на последнюю битву, от тог, удалось ли в ходе игры Призраку убить адмирала Андерсена.
Купить Mass Effect 3
Приобрести игру можно по ссылке. (Официальная версия Mass Effect 3, русская озвучка, возможность играть в кооперативе по сети).
Подытожим
Mass Effect 3 конечно не лишена недостатков, но тем не менее игра получилась очень качественной экшен-рпг, способной подарить игроку много захватывающих часов за компьютером. Если не слишком увлекаться прохождением побочных заданий, вы не заметите особых недостатков игры и получите огромное удовольствие от прохождения игры. А любители научной фантастики получат дополнительное удовольствие от сюжета игры.