Данное руководство расскажет любителям Civilization о том, как правильно развиваться на протяжении всей игры, вы узнаете детали и секреты многих аспектов развития и геймплея.
Лидеры и бонусы
В последней части разработчики продолжили придерживаться своей системы лидеров, которая углубляет и расширяет возможности геймплея. Так, у каждого из 20 лидеров есть собственные бонусы для цивилизации и способности.
У кого-то будут бонусы к культуре, у кого-то к вере, к золоту, к мореплаванию или к сухопутному передвижению. Также у каждого лидера своя собственная конечная цель развития, то есть, что он хочет получить от своей цивилизации. Также у каждого лидера особые постройки и типы юнитов – по одному на каждого.
Собственно, от того, какого вы лидера взяли, зависит путь развития, по которому вам предстоит идти. Например, за Ганди вы не сможете внятно воевать, а вот дипломатию вести – пожалуйста. Греки – это единственная цивилизация в игре, у которой два лидера, причем, совершенно разных. За Перикла придется развивать культуру, а за Горго воевать.
Советую перед стартом кампании определиться с фракцией, узнать бонусы каждой детально, после чего и приступать к покорению вершин. Кроме того, на успешность влияет ваше расположение на карте, так что можете сделать несколько перезапусков, пока вас не устроит ситуация.
Советы и стадии игры
Свой первый город не обязательно строить сразу на первом ходу. Здесь главное, найти место. Лучше всего строить город на клетке с рекой, а если клетка еще и с возвышенностью, то цены ей нет. Кроме того, бывают клетки с материалами, например, с золотом, хлопком или другим, так вот на такой клетке, если вы построите город, то будет действовать бонус к производству, а строить специальные здания и заводы не понадобится.
Как только столица построена, вам следует исследовать амбар и монумент для постройки. Сразу после них вам понадобятся разведчики и воины. Рабочие на таких стадиях не всегда важны, потому что вокруг неизведанные земли, на которых свирепствуют варвары. Цель разведчиков – найти пригодные места для образования следующего города, а также другие города-государства на карте, с которыми вы сможете вести переговоры, торговать или воевать.
Следующим шагом будет наем юнита Строители, благодаря которым вы улучшите свой город. Строители – это рабочие из Civilization 5, только с определенным количеством действий. Теперь рабочие не постоянные, а временные, - только вы улучшите или построите три раза, они пропадут, а новых придется нанимать заново. Воины обязательно должны находиться в столице на случай, если нападут варвары.
Набрать изначально экономической мощи можно с помощью торговли, причем, как внутренней, так и внешней. Для внутренней торговли вам понадобятся союзные города, которые вы сможете снабжать недостающими ресурсами. Для внешней торговли важны разведчики, которые сначала обнаружат другую цивилизацию, после чего нужно еще заинтересовать ее в торговле. Также вам предстоит обезопасить свои пути от разграблений варваров.
Политический курс – на начальных стадиях вам не дадут его выбрать, но после определенного времени у вас появятся новые возможности. Всего есть 4 политических курса со своими ответвлениями и бонусами.
1. Военный курс – дает бонусы к армии, которая ведет сражения на земле и на море. 2. Экономический курс – добавляет прирост к производству ресурсов. 3. Дипломатический курс – с его помощью вы с легкостью сможете контактировать с другими государствами, получая от этого бонусы. 4. Универсальный – здесь есть самые разные бонусы, один из которых ускорит появление великих людей.
Если вы захотите поменять политический курс на тот, который уже был у вас, то опасайтесь анархии и бунтов. Кроме того, из-за этого вы можете получить массу отрицательных эффектов:
- Ни один из источников не даст вам золота, очков науки, культуры и веры. - Политический курс на некоторое время не будет активирован. - Пока анархия не будет подавлена, вам политический курс не изменится.
Анархия может продлиться 3 хода, но если предыдущий курс был очень длительным, то и анархия может стать аналогичной.
Небольшой совет! Старайтесь, не ухудшая экономику, к 80-му ходу выстроить 3-й город. Благодаря городам вы сможете наладить и ускорить производство с развитием культуры, науки и т.д. За мирными временами вы можете забыть о войне, так что просто держите в каждом городе по несколько отрядов современных войск.
Если какой-то из ваших отрядов остался со старых эпох, просто нажмите на него и модернизируйте, потратив ресурсы. Так он сможет потягаться со всеми современными отрядами, а иначе погибнет в два счета.
Совет по расширению городов! Из-за того что строители имеют ограничения по действия, после совершения которых исчезают, вам необходимо иметь в запасе несколько отрядов, если вы собираетесь образовывать новый город. Благодаря такому заблаговременному ходу, вы сможете сэкономить время и сразу начать производство в новом городе, получая ресурсы.
Кроме того, если у вас не действуют никакие бонусы от тропических лесов, то вы можете расчищать территорию от них, чтобы на обычной клетке увеличить эффективность производства еды.
После этого игроки переходят в условную середину партии.
Середина
Середина – это эпоха Ренессанса, как не удивительно. К этому моменту вы должны, как минимум, не отставать сильно от других компьютерных игроков. Используя бонусы лидера, политический курс и общие настроения, вам следует определиться с путем завоевания и расширения своей цивилизации. Увеличение городов – главная цель.
Не забывайте о форс-мажорах. В этом плане Civilization 6 уступает Europa Universalis, в которой политика, дипломатия и шпионаж дают больше информации, благодаря чему вы можете узнать о заговоре, настроениях и готовящейся войне. Впрочем, совет по этому поводу в Civilization такой – не растрачивайте попусту ресурсы и золото, если ваш курс развития не требует лишних очков науки, например, так вам и незачем строить здания, добавляющие прирост к науке.
Также середина обуславливается выбором. В это время вам нужно четко представлять, как вы хотите победить – научной победой, культурной, религиозной, по очкам или военной. Таким образом, благодаря этому вы сможете определиться со следующими действиями в древе технологий, постройке зданий и т.д.
Дорожная система тоже должна быть развита, чтобы в любой момент вы смогли передислоцировать своих отряды.
Показатель довольства населения влияет на многие факторы – успешность производства, войны и выработки золота. Просто наведите на смайлик вверху экрана, чтобы узнать, какие действуют положительные и отрицательные эффекты. Посчитайте, как вы сможете избавиться от недовольства, и действуйте. Когда кипит война, часто бывает так, что жители недовольны, но если вы близки к победе, то стоит довести до конца битву.
Конец партии
Этот период знаменуется тем, что все государства начинают резко активизироваться и резонировать на мельчайшие действия остальных на карте. Военные действия набирают масштабных оборотов, так что вам не спастись от этой воронки. Чтобы быть готовым к такому повороту, нужно много золото, ресурсов, а также правильные ветки исследований. С помощью этих элементов вы сможете обеспечить себя хорошей армией для защиты или завоевания.
Временами бывает так, что вам стоит лишь выстоять первые удары, после чего становится намного легче воевать из-за слабости врагов.
К концу партии вам нужно следить за культурным и религиозным развитием игроков, которые идут впереди. Вам следует подавить их, если не уничтожить, ведь так они смогут победить. Ни в коем случае не позволяйте одному игроку захватить половину карты, а иначе придется разориться на воинов, чтобы победить в масштабной войне. Если у вас ресурсов мало, то придется изловчиться и пакостить так, чтобы не дать доминанту захватить большую часть пирога.
Но не забывайте, что в Civilization можно победить самыми разными способами. Например, вырвавшись вперед по науке, вы сможете просто улететь на Марс. Кроме того, существует религиозная и культурная победы. Победителем выйдет тот игрок, который не погиб и сделал больше всего побед.
Кстати, практика показывает, что в большинстве исходов к эпохе Атома у вас уже завершится логическое расширение и застройка городов.
Советы по развитию
Золото
Не секрет, что золото в Civilization решает многие проблемы. Я бы назвал этот ресурс – ресурсом дураков, потому что чем больше денег, тем меньше проблем. С золотом любой неосторожный шаг, который вы совершили, можно исправить, если казна полна. В любом случае, золото спасает во многих ситуациях, особенно во время войны. Так как же наполнить казну этим ресурсом?
Ну, во-первых, есть клетки с золотом, которые вы должны поскорее прибрать к своим рукам и обработать. А во-вторых, многие ресурсы приносят золото. Например, если вы облагородите хлопок или вино, то они дадут прирост к золоту.
Ведение торговли с прочими государствами даст вам золота. Кроме того, когда вы захватываете города, то в них сам по себе появляется торговый пост, дающий вам +1 единицу к золоту.
Одним из самых важных советов в принципе станет следующий – в левом нижнем углу у вас есть кнопка, благодаря которой вы сможете настроить отображение. Если вы выставите галочки, то сможете узнать, какой доход приносит каждая из клеток, кроме того, вы сможете визуально узнавать, какие клетки дают какие ресурсы. Данная информация поможет быстрее сориентироваться. Именно благодаря этому вы сможете узнать, какой из ресурсов даст прирост к золоту.
Визуально просмотрите все древо технологий, чтобы узнать, какие из них помогут вам укрепить или улучшить золотодобычу.
Ну и самый банальный совет по получению денег – экономия. Просто не растрачивайте попусту свое золото. Крайние случаи – вот для чего нужна казна.
Есть Великие торговцы, которые могут принести вам много золота. Кроме того, с помощью Великого торговца теперь можно присоединять нейтральные клетки себе.
Великие люди
Таким образом, хочется давать совет по поводу Великих людей. Всего есть 10 наборов таких личностей, на каждую из игровых эпох. Старайтесь накапливать очки, чтобы нанимать Великих людей, ведь они дают невероятные приросты. Кроме того, если вам не удалось в Античности потратить очки, то они перейдут в Средневековье все без штрафов, так что вы сможете использовать фору. Великие люди могут стать доступными, если у вас достаточно очков науки, чтобы нанять ученого, к примеру. Таким образом, стремитесь получить больше очков того типа, который вам действительно нужен, а не для всех подряд. Однако если вы видите легкий способ получения Великого человека, то используйте его, ведь может использовать другая цивилизация, а этого вам точно не надо.
Использовать Великих людей нужно по-особенному, ведь просто наняв его, он не даст вам бонусов. Таким образом, в соответствующем меню просто прочтите о личности подробности. К примеру, пророка предстоит завести на клетку, относящуюся к религии, может, у вас там стоит храм, после чего появиться возможность основать религию или улучшить ее, если она уже основана у вас. Для правильного использования вам нужно просто читать о Великих людях подробности.
Тонкости ИИ
Логика здесь полностью отсутствует. Если вы видите, что подконтрольный ИИ город проповедует пацифизм, то это вовсе не означает, что он не пойдет на вас войной. Так, в Civilization 6 вы должны быть готовыми ко всему. Например, вам могут предложить золото, чтобы захватить чужой город, после чего кинут вас, осудив в милитаризме.
Дипломатия является не главной в Civilization, и я бы даже сказал, что она совсем не проработана.
К концу партии у вас в любом случае будут натянутые отношения со всеми городами, так что не стоит тратить впустую время, чтобы угодить кому-то. Главное правило – старайтесь развивать свой город, вне зависимости от других.
С другими городами-государствами лучше всего взаимодействовать посредством торговли и шпионажа. С помощью шпионов вы сможете воровать чужое золото, очки науки, религии и т.д.
Шпионы могут проваливать разведку, могут попадать в плен и т.д. В случае последнего вы можете выкупить шпиона у цивилизации, или продать его. Таким образом, на шпионах тоже можно нажиться.
Но самой интересной опцией шпиона является кража Великого человека. Вы сможете с помощью шпиона определить ВЧ себе, пока остальные цивилизации дремлют.