Краткая база по игре Europa Universalis IV, где вы узнаете много интересных фишек и разберётесь в основных игровых механиках. Эти подсказки лучше всего подходят новичкам или тем, кто ещё не разобрался во всех аспектах игры и хочет узнать для себя что-то новое. Благодаря этому гайду вы научитесь правильно использовать дипломатию, воевать с врагами и поддерживать благосостояние собственного государства.
Стоит понимать, что EU IV далеко не для всех и даже наиграв 200-300 часов, вы всё равно будете считаться новичком. Главное — это ваша устойчивость и усидчивость, так как только одна партия может занимать 80-90 часов. Ошибки в этой игре неизбежны, чем больше и чаще ошибок вы будете совершать, тем быстрее вы научитесь правильно играть.
Для начала вам нужно выбрать страну, за которую вы и будете играть. Маленькие государства новичкам не подходят, так как развиваться за них очень сложно, а воевать — нереально. Небольшие страны нацелены на выживание и играть ими нужно тогда, когда вы смогли победить, ну или хотя бы дожить до конца партии. Также не стоит начинать странной, где практически нет полезных ресурсов или доступа к воде. Если у вас один-два соседа — это тоже не лучший вариант. Хотя иногда отсутствие соседей играет на руку вам, если у вас есть мощный флот и возможность заняться колонизаторской деятельностью. Лучше всего начать игру, к примеру, за Португалию или же Швецию. Там и соседей немного, и возможности хорошие, и ресурсы имеются. Но настоящим фаворитом для новичка становится Османская Империя. Оттоманская Империя — одна из мощнейших наций во всей игре.
Лучше всего играть через политический вид карты, так как вы будете хорошо видеть все соседние страны, их границы и провинции. Также обращайте внимание на мини-карту в правом нижнем углу. Лучше, конечно, заняться интерфейсом в режиме активной паузы. Если вы ещё не знакомы с серией EU, то уделите некоторое время на изучение всех имеющихся вкладок и настроек.
И да, не забывайте про настройку горячих клавиш на клавиатуре. Помните, у вас не просто стратегия в реальном времени, у вас целая глобальная RTS, поэтому горячие клавиши просто маст хэв. Все клавиши писать особо нет смысла, их обозначения можно найти в настройках. Там же можно перенаправить все команды на другие клавиши, если вам так будет угодно.
Постоянные войны и конфликты очень истощают, особенно если вы были катализатором военных действий. Во-первых, действующая армия может быстро закончиться, а на создание новой уйдёт немало финансов и времени. Во-вторых, для ваших соседей вы становитесь агрессором и очень часто они сами нападают на вас, дабы избавить мир от тирана. Если вы начали войну без повода, то к вам не только падает штраф за агрессивную экспансию, но также падает стабильность в стране и приходит военное истощение. В войну могут ввязываться не только вассалы и союзные страны с обеих сторон, но также и нейтральная сторона. Нейтральные страны могут выступить на стороне защиты, если та запросила мир и ей было отказано.
Сама же битва в игре выглядит чисто схематически и является серией сражений, нежели одним сражением. Каждое из таких сражений состоит из двух фаз, что длятся приблизительно 6 шесть. Битва заканчивается в том случае, если одна из сторон полностью лишается морали армии, будет приказ об отступлении или же армия будет полностью истреблена. Для каждой армии действуют следующие значения, которые вам стоит учитывать:
Многие случайные события сосут деньги из вашей казны. Также и советники, содержание армии, ремонт кораблей, постройка зданий стоит немалых денег. Всегда следите за тем, сколько в месяц вы получаете и сколько денег у вас уходит, и если дебит с кредитом не сходятся, то пора что-то менять. Лучше всего распускать войска, особенно когда у вас мирное время.
Займы — это вещь полезная, но крайне коварная (собственно, как и микрозаймы в реальной жизни). Можно брать деньги в кредит, особенно когда вам нужно совершить тактический манёвр и быстро создать армию наёмников. Но проценты бывают слишком большие, пускай и выплачивать их нужно не сразу. Лучше не брать два-три займа одновременно, так как их можно просто не осилить. Если наступает этап банкротства — это конец, большой и длинный. В том плане, что игра сразу же не заканчивается, но вы получаете штрафы буквально на всё, начиная моралью солдат и заканчивая уменьшением стабильности в стране. Все ваши советники и наёмники выкидываются на улицу, куда и вы скоро попадёте. Из стадии банкротства выйти очень сложно — вас захватывают недруги, сажают вашего правителя на кол и вам нужно начинать партию заново.
Торговые пути — это, наверное, самый прибыльный источник в вашей стране. У вас всегда будет, как минимум, один торговый узел. Это будет или ваша столица, или один из крупных городов, где хорошо развита торговля. Именно в этом узле лучше всего собирать деньги, так как от него вы не будете получать штрафы. В начале игры постарайтесь загнать торговцев во все торговые точки, которые находятся на вашей территории.
Если торговые пути проходят через прибрежные участки, то туда можно и нужно ставить охрану в виде кораблей. Во-первых, так надёжнее качать деньги, а во-вторых, вы будете получать больше прибыли с точки. Можно также отметить вашим суднам вернуться домой, если вдруг начнётся война.
В остальном же, многие подсказки вы сможете найти в самой игре, ну или же всё придёт с опытом. Старайтесь пользоваться данной базой, когда будете строить свою империю и развивать свои владения. Не переживайте, если вы сольёте две-три партии в начале — это норма. Просто старайтесь получать удовольствие от процесса и учиться на собственных косяках.