База игры Crusader Kings II

База знаний по игре Crusader Kings II

Подробное описание Crusader Kings II >>>

Руководство по стратегии Crusader Kings II поможет вам разобраться в нюансах игрового процесса. Помимо основных правил, в конце вы найдете советы для прохождения кампании, в которых расписаны детали и напоминания.

Начало

Crusader Kings II является комплексной, очень сложной стратегией, и при первом же взгляде на нее новички тут же теряются. Главная проблема в карте и нагромождениях интерфейса, ведь многие не понимают, за какую страну начать развитие. Большинство игроков советуют выбирать на старте маленькое государство по территории – тут вам и Ирландия, и Шотландия, и Англия, и много других. Мало того, рекомендуется обратить внимание на период, в котором вы развертываете свою кампанию, ведь лучшим для новичков станет Позднее Средневековье.

Благодаря периоду на мировой арене начинает фигурировать новое графство Мюнстер, под контролем которого всего один вассал. Завоевав его, сможете собрать неплохую армию с землями, после чего главным заданием станет продолжение рода: вы не сможете существовать, пока не заделаете наследничка, а значит, придется обращаться к механике династического брака. Так как лордами и правителями земель в Crusader Kings II могут быть только мужчины, надо искать подходящее королевство с принцессой.

Секрет: временами получается так, что вы уже играете за правителя, у которого есть королева с наследниками. Впрочем, подобные бонусы редко встречаются в ранних эпохах прохождения.

Освоение

Следующий этап, с которым следует определиться изначально: стратегия. Она включает в себя жизненный путь и амбиции:

Жизненный путь – данный пункт дает правителю различные улучшения к его параметрам. Также добавляются новые действия – тут вам и шпионаж, и обольщение, и дуэли, и события. Шпионаж полезен получением новой информации о противнике. Обольщение поможет вам приструнить принцессу и заключить брак. С помощью дуэли можно устранить неугодного. Однако все эти функции одновременно не доступны, так что придется сначала избрать жизненный путь, от которого все и будет зависеть. И не все так просто, как вы могли подумать, ведь жизненный путь изматывает от неурядиц. Ярчайшее тому подтверждение – это путь торговли, из-за которого у правителя развиваются заболевания и депрессии, ведь разного рода гражданские запросы и попытки заполучить свое изматывают. Самое интересное как раз и заключается в подобных механиках, потому что при расколе страны можно приказать правителю покончить с собой, чтобы в государстве появился новый, более сильный правитель.

Амбиции – как и в реальной жизни, амбиции двигают персонажа по пути. Разные вассалы, лорды и правители – каждый из них желает своего: кто-то добивается земель, кто-то денег, другие стараются пожениться, пока не стало поздно и т.д. Амбиции, как функция, нужны в большинстве случаев не именно вам, а остальным персонажам в стране. С помощью амбиций можно манипулировать, присоединять земли, заключать договоры и т.д.

Правитель

Включает в себя уникальные механики. Есть у правителя внешность, которая создает вокруг него слухи или даже мифы. Впрочем, основная проблема в том, что внешность присваивается случайная для каждого правителя, хотя его наследники могут быть в чем-то похожи. Хитрость в течении времени – пока годы идут, правитель действует, благодаря чему получает увечья, репутацию и другие особенности. Все эти параметры вместе влияют на окружение – люди будут восхищаться вами, бояться вас, почитать или нет.

Некоторые черты внешности могут запугать маленькие территории, так что вы без особых усилий сможете подмять их под себя. Но внешность параметр переменчивый, так что лучше всего обратить внимание на параметры правителя, которые имеют 5 видов.

  1. Дипломатия – позволяет поднять уровень отношений с остальными правителями на карте.
  2. Военное дело – ваша армия сражается результативнее.
  3. Управление – это экономическая часть, которая пополнит вашу казну.
  4. Интрига – улучшает взаимодействия, связанные с организацией убийств и заговоров. Для устроения убийства понадобятся специальные юниты – ассасины.
  5. Образованность – от нее зависит рост очков технологий, которые позволяют вашему государству стать мощнее во время осад.

Но не думайте, что это все бонусы, которые даются от каждого параметра: их намного больше, и все они при первом рассмотрении являются важными. Например, Образованность влияет не только на технологии военного дела, а распространяется и на мирные профессии вроде врачевания, что полезно для предотвращения мора и чумы. И каждый параметр предлагает обширный функционал по расширению или улучшению государственного устройства.

Семейное древо

Немногие новички знают о паре скрытых параметров, которые в интерфейсе игры никак не афишируются, зато при внимательном рассмотрении их можно отыскать. Параметры эти – Здоровье и Плодовитость. Первый, естественно, определяет количество войн или битв, которые сможет перенести правитель, а также снижается во время заболеваний. После падения полосы очков здоровья правитель погибает, а на смену ему приходит либо наследник, либо самопровозглашенный вассал. Второй параметр помогает увеличить количество наследников, но снижается быстро, когда правитель подвергается болезням и стрессам. Чтобы повысить Плодовитость, следует идти в направлениях Семьи и Соблазнения.

Титулы

Ни один правитель не видит себя без титула, так что эта система станет важным в Crusader Kings II. Прежде всего, хочется сказать, что титулами называют подконтрольные правителю территории, а получить их можно после оглашения прав. Права – без них нельзя быть полноценным правителем края, а часть некоторых выдается на старте, что логично. Путем экспансии вы сможете получать новые титулы, но будут особые проблемы с правами на них. Народ первое время станет поднимать бунты, если вы проявите показную агрессию, хотя ситуаций много разных.

Секрет: следите внимательно за родословными, ведь после приведения в страну узурпатора и захвата власти ваши титулы пропадут. Титулы принадлежат официально только наследникам, так что с ними пойдут проблемы.

С другой стороны интересным дополнением к происходящему бардаку станут братья правителя. В большинстве случаев они являются сразу вассалами, и могут спокойно забрать часть ваших титулов. Мало того, вам придется раздавать им титулы – не всегда, конечно, а только когда брата надо угомонить, чтобы тот не затевал восстания. Происходит это в случае формы правления под названием Равный раздел. В любом случае, титул теряется или приобретается в ходе войны.

Помимо прочего, титул можно выдать самому себе, то есть создать, но на основе полученных уже земель. Обычно это делается на свободных территориях, где мало населения или это население крайне необразованное, а вы, как просветитель, возвысились в их глазах. Еще один вариант – вам могут выдвинуть претензию на титул, и если в ходе войны или разбирательств правитель, выдвинувший их, победит, то сможет построить свое государство. Подобная функция доступа и вам. Правда, берегитесь, когда претензию подает вассал, тогда в случае победы забирает себе все вассальные территории. Впоследствии придется отбивать захваченные таким образом территории самостоятельно.

Сражения

Битвы в Crusader Kings II не такие красочные, зато функциональные. Видов сражений бывает несколько – это внутри страны бунты с ополченцами, внешние конфликты против других стран. Кроме того, войны ведутся слабыми войсками, частными гвардиями и профессионалами, которые либо изучили новые технологии, либо прошли много войн.

Ополчение – сборище бунтовщиков, которое подчинить довольно легко, ведь достаточно начать тренировки в провинции. Главное условия для этого – территории должны быть процветающими, а не разоренными.

Поход

Гвардия – она, как и ополчение, может быть получения в ходе соглашения с вассалом. Если вы призовете его на войну, он обязан будет дать вам часть собственной армии под контроль. Основным получением личных гвардейцев считается развитие крепостей и их постройка, а также исследования технологий. Отличие гвардейцев от ополченцев в том, что они не покинут вас, так как уровень лояльности высокий. Это только ваш отряд, который обычно приходит на смену ополченцам.

Что касается боевых действия, то они проводятся по определенной схеме: сначала все войска подводятся к территории, где сталкиваются друг с другом, затем стычка длится несколько боев, после которых, исходя их параметров, выходит победитель. Главная проблема всех сражений состоит в распределении солдат. Дело в том, что враги обычно под управлением искусственного интеллекта быстро перемещаются после поражения: то есть они отступают, а вам надо заново подбираться к ним. Тут следует понимать фактор численности, ведь ваши войска должны превосходить вражьи, ну или хотя бы быть равными по количеству, чтобы успешно завершить схватку.

Секрет: у войска возле реки или на горе шансов больше, однако численность все равно важна, так что старайтесь соответствовать агрессору/обороняющемуся. Причем, никакие типы отрядов тут не важны, и условная пара тысяч кавалеристов ничего не сделает против трех или пяти тысяч пехотинцев. Это вам не Total War.

Заговоры и дипломатия

Наиболее интересная и сложная механика наряду с дипломатией. Можно плести интриги, основной функцией которых является устранение какого-то правителя/вассала. Впрочем, устроить интригу можно и с целью получения титула на тех или иных территориях. Подходят отлично как для объявления бунтов, так и для тихого свержения неугодного.

Чтобы провести интригу успешно, придется узнать все о репутации человека, против кого она направлена. Очки репутации выделены либо красной, либо зеленой цифрой на экране всех важных особ. Мало того, успешнее всего будет та интрига, к которой вы лично не причастны. То есть лучше всего плести заговоры не против братьев и соседей, а против правителей дальних земель. Однако для проведения интриги против знакомого необходимо будет развить показатель Интрига.

Можно проводить подкупы в виде подарков и заключения союзов, что зависит от амбиций разных правителей и вассалов. Если успешно сговоритесь с ними, то вероятность успешной интриги возрастет. Лучше всего накопить более 100% успеха для проведения интриги. Как только начнете проводить заговор, ждите одного из окончаний: или вы проваливаетесь, но не раскрываете себя, или проваливаетесь с раскрытием собственной персоны, или успешно проводите смещение, или проводите его с раскрытием личности преступника. В любом случае важно, чтобы раскрытие не произошло, а иначе на вас в итоге выйдут. Повышение шансов на успех достигается и с помощью личных способностей вашего правителя.

Если вас раскроют, то на всю страну озвучат хитрые замыслы, так что среди людей поползут слухи, а репутация снизится. Убийце удалось устранить в ходе заговора выбранное лицо, но вы все равно раскрылись: тогда все наследники и некоторые союзники убитого пойдут на вас войной.

Выбор страны для переговоров

Секрет: также в случае раскрытия на вашего персонажа вешается штраф, который придется носить, пока не сменится правитель, либо попытаться снять его благодаря церкви.

Впрочем, все проблемы или накипающие конфликты можно разрешить и другим способом: дипломатией.

Если вы интригах было множество нюансов и вероятностей на успех, то дипломатия не обладает всеми этим недостатками. Она проработана в Crusader Kings II, так что львиную долю времени будете уделять как раз данной механике. Важнейшим для всей дипломатии параметром является все та же репутация. Каждый персонаж в игре либо думает что-то о вас, либо ничего о вас не знает. Очки прослеживаются легко – зеленого цвета очки показывают положительное к вам отношение, а красный цвет сигнализирует недоверие. Соответственно, несколько персонажей, думающих о вас плохо, могут запросто создать союз и пойти на вас войной.

Хуже всего, когда про вас плохо думают подданные, потому что они могут отвергать предъявляемые наследниками титулы. Из-за этого поднимаются восстания. Легчайшие способ накопить быстро зеленые очки – это отправить подарки. Правда, действие пройдет с течением времени, после чего персонажи останутся при своем начальном мнении о вас. Второй способ – это переговоры при помощи дипломатов, которые могут завершиться по-разному.

Секрет: мнение о вас зависит и от внешности, как упоминалось ранее. Чем вы будете несуразнее, чем больше будет увечий, тем меньше будет и репутация среди остальных личностей. Тут еще имеют значения такие показатели – циничность, похотливость и прожорливость. В общем, все недостатки говорят за себя. Увольняя неоправданно высокопоставленных господ с их постов, репутация тоже снизится.

Самое интересное, что подобного рода выходки отрицательно повлияют на вашего наследника, ведь люди подумают, что он ничем не лучше вас. Есть у всех этих отрицательных репутаций один важный источник – это амбиции. Постарайтесь удовлетворять амбиции господ, чтобы у тех повышалось мнение о вас.

В плане амбиций игра тоже последовательна – вассалы, наделенные властью, не будут требовать ее, тогда как другие могут. Следите за амбициями вассалов и соседей, чтобы повышать репутацию, объединяться и воевать.

Помимо юнитов, в игре найдутся советники. Каждый советник отвечает за одну из характеристик правителя, откуда и берется их число – 5 человек. Задачей станет тщательный отбор из всех кандидатов, для чего надо смотреть на параметры каждого. Кто лучше и для чего подходит – того и назначаете: благо, что в игре предусмотрены фильтры. Естественно, с помощью назначения юнитов на должности можно утолять их амбиции, чтобы располагать к своей особе. Это важно для дальнейшего создания союза.

Секрет: если вы назначали на одно место человека, а теперь он вдруг сменился, то знайте, что внутри государства растет система подкупов. Советники обмениваются местами с помощью подарков. Это особенно важно запомнить, потому что без совета вы попросту не сможете вести войны, заключать союзы и т.д. Четко прослеживайте внутреннюю кухню, чтобы в один прекрасный момент вас не подставили.

Престолонаследование

Пожалуй, последняя глобальная механика, которая, впрочем, первая по важности. Вы можете проиграть, если не подготовите наследника. Для этого придется подыскивать подходящую невесту – желательно принцессу знатного рода, а не просто придворную особу. Если вы думаете, что возраст персонажа до 30 означает процветание, полную безопасность и молодость, то ошибаетесь, ведь вы попали в средние века. Любая болезнь или неуспешная битва приведет к проигрышу.

Великий

Для женитьбы изучите разные страны и их господ, а также репутацию: важна ваша репутация, а также репутация принцессы. Рекомендую потратить на это больше времени, чтобы никаких вопросов и неурядиц впоследствии не возникло. После выбора посылаете предложение ее отцу в государство, ожидаете несколько дней и получаете ответ: положительный позволит сыграть свадьбу, за которую лучше заплатить по полной. Еще через время родится наследник – он может быть женского или мужского пола, так что надо будет дать соответствующее имя.

На этом дело не заканчивается, ведь наследника необходимо еще правильно взрастить, дать ему должное образование и обучить войне, если речь о мальчике. Это важно сделать до 12-летия, затем еще раз сменить курс обучения, и последний раз в 18 лет. Качество воспитания повлияет на репутацию среди людей.

Советы о том о сем

Первое – это дополнение к сказанному о том, что надо выбирать Ирландию в Позднее Средневековье. Фишка в периоде, когда викинги уже угомонились, никаких набегов нет, и вы в общем-то находитесь в комфортном, мирном положении. Новички смогут довести Ирландию до объединения – это главная задача кампании.

Второе – можете параметру Образованность выделять меньше всего внимания, потому что его недостачу компенсируют Епископы, а также прочие умы государства. Просто изучите меню Совет, чтобы назначить на правящие роли ценных юнитов.

Третье – суровые времена никуда не денутся, так что время от времени крайне важно устроить доброе веселье в виде фестиваля или ярмарки. С их помощью можно на время повысить репутацию, а также получить бонусы. Впрочем, злоупотреблять подобным нельзя, потому что недалек тот час, когда вы приобретете черту Пьянство.

Четвертое – несмотря на казну, вам обязательно следует заботиться о репутации. Дело в том, что при низких доходах в любое время вы сможете получить денежную поддержку от вассалов или соседей, тогда как при низкой репутации вам никто не поможет!

Пятое – под контроль не рекомендуется брать более 6 провинций страны. Тут имеются в виду именно провинции, часть которых обязательно надо раздарить вассалам и ветеранам. Если этого не сделать, то знать может восстать. К тому же – управлять большим количеством провинций очень тяжело. Что касается званий подданных, то Герцогу достаточно будет одной провинции, и по одной на остальных вассалов.

Шестое – предотвращайте любые битвы между вассалами, а иначе бунт захлестнет все провинции, из-за чего вас с легкостью сместят. Чтобы отследить неугодных вассалов, советуется смотреть на их параметры и черты – Довольный отлично подойдет. Также не советуется брать родственников в качестве подданных. Амбициозный попытается захватить власть.

Седьмое – мастер шпионов станет главной фигурой на мировой арене. Прокачивайте его и всячески подыскивайте крутых юнитов во время смены поколений. Шпионы являются наиближайшими вашими советниками, от лояльности которых зависят ваша жизнь и репутация. Шпионам прежде остальных раздавайте бонусы и утоляйте амбиции.

Секрет: у шпионов есть забавная механика – если вы поставите на эту должность наследника или любого, кому ваше устранение только в плюс, то быстро завершите свое существование. Практика показывает, что лучшими в сфере шпионажа станут – жена с матерью.

Неравный бой

Восьмое – не тратьте все свои денежные запасы. Оставьте запас примерно в 160-200 золота для того, чтобы отбиться от врага на случай восстания. А с помощью остальных монет можете покупать улучшения для главного замка, а также окольных деревень. Самым последним должны стать улучшения укреплений на дальних рубежах провинций. Также деньги справятся с завоеванием репутации у того или иного вассала: просто с их помощью улучшите его владения.

Девятое – касается престолонаследования, где лучше выбрать порядок первенства. Имеется в виду, что на престол сначала заявляет свои права первый ваш сын/дочь, но в случае скоропостижной смерти следующим становится брат/сестра младше и т.д. Будьте с подобными вещами осторожны, ведь братья и сестры часто ведут войны за контроль провинций. Все это касается христианства, а вот в мусульманских странах несколько по-иному: наследника можете выбрать самостоятельно, даже если он не от вашего брака, и подарить ему земли.

Десятое – когда вдруг наследник по праву рождения и первенства оспаривается остальными, можете применить Casus Belli. Это закон, который дает отцовское добро – священный.

Одиннадцатое – ни в коем случае не женитесь на девушке, у которой репутация ниже вашей, а то и сами получите штраф. Также обращайте внимание на разные черты – нельзя брать Слабую, Хромую, Болезненную и тому подобное. Внешность впоследствии тоже передастся наследнику, так что старайтесь выбрать миловидную невесту.

Двенадцатое – помимо воспитания собственных детей, могу посоветовать воспитывать сыновей и дочерей вассалов. Благодаря этому ваша репутация среди вассалов повышается, и на случай войны в вашем распоряжении есть их дети.

Тринадцатое – жестокое средневековье продолжает набирать оборотов! Бывает так, что наследник долго не рождается, и тут важно следить за возрастом жены. Шансы, что она забеременеет после 30 в Crusader Kings II малы, так что объявляйте развод и ищите замену моложе.

Четырнадцатое – религия в игре важна, что следует из времени действия. Можно вообще не обращаться к папству, а также к разным членам церкви, однако из-за этого вас оштрафуют, да и вообще не выгодно все это.

Пятнадцатое – любые нападения и войны следует организовывать только после исследования выбранных территорий. Дело в том, что у маленького государства может быть мощный союзник, так что легко нарваться на неприятности. Захватив его земли, неровен час, как придет подмога со стороны противника.

Подкрепления

Шестнадцатое – если вы помните исторические фильмы и книги, в которых правителям надо было казнить изменников у людей на глазах, чтобы те прочувствовали вашу силу и ярость: знайте, что в игре трюк не пройдет, а у вас только снизится репутация. Чтобы правильно разобраться с изменником, лучше красиво подстроить интригу с убийством, но перед тем советуется посадить подлеца за решетку.

Семнадцатое – вассалы запросто будут пользоваться вашими слабыми сторонами и чертами, так что не вы один такой хитрый. В большинстве случаев с вассалами, особенно когда вы контролируете нового правителя, советуется договориться мирным путем. Дело в том, что они начнут выдвигать свои требования – соглашайтесь, крепните и устраняйте их потом.

Восемнадцатое – в ходе игры вас могут сместить, но на этом партия не заканчивается, ведь есть вариант захватить земли обратно. Для этого устраивается бунт внутри страны, который возглавляете лично вы.

Девятнадцатое – можно объявить религиозную войну, чтобы стремительно отвоевать участок земли. Но это тонкое дело, ведь на землях с единой верой возникнут проблемы, так что лучше обращать взор на мусульманские страны.

Двадцатое – что касается гвардейцев, которые считаются личными войсками и самыми верными, то их нужно избрать из списка подразделений. У каждой страны личные подразделения свои – Англия владеет верными лучниками, Французы кавалеристами, как пример.

Двадцать первое – без профессиональных полководцев ваша армия останется нерезультативной, так что зайдите в меню юнитов с советом. Если у вас нет хороших бойцов, тогда придется заняться подготовкой рыцарей.

Двадцать второе – война довольно сложная в Crusader Kings II, несмотря на то, что управление войсками малофункицонально. Советуется подготавливаться тщательнее, чтобы одной силой отправить армию на завоевание нужной территории. Используйте местность, если силы между вами равны – холмы, речные участки и горы отлично подходят для засад.

Двадцать третье – если война начата где-то за океаном, тогда придется создавать корабли, которые дорого обходятся. У вас отличная экономическая ситуация – тогда переправляйте корабли с отрядами, если воюете с соседями по побережью.

Двадцать четвертое – помимо сражений все ваши войска будут страдать и по природным причинам. Так, на солдат влияют зимы, пустынные территории, глубь леса и прочие незаселенные территории. Чтобы нивелировать все эти недостатки, изучите технологию Организация армии.

Двадцать пятое – во время войн вы не раз столкнетесь с осадой. Если ваш союзник просит поддержки или провинция страдает от осады, то для начала оцените силы, ведь в большинстве случаев замок выдерживает осаду, даже во время превосходства врага. Многие солдаты умирают от мора, болезней, недостатка провизии и т.д.

Двадцать шестое – важное правило, касающееся менеджмента войск. Не секрет, что ваша страна будет разодрана на куски вассалами, но от этого никуда не деться. Впрочем, между всеми провинциями есть одна самая важная – столица. Советуется все укрепления и армию держать как раз возле столицы, ведь это поможет в случае внезапного наступления противника.

Выбор советника

Двадцать седьмое – лучше всего с восстаниями справляется военный советник, так что имейте в этих рядах профессионала. Главное, чтобы у него было меньше вредных черт вроде Пьянство и Похотливость.

Двадцать восьмое – после войн, восстаний, браков и пиров можно найти в замке новых юнитов, которых лучше выгнать в их родные земли.

Двадцать девятое – игра так построена, что весь мир захватить не выйдет, так что старайтесь стабилизировать ситуацию в своих землях. Ирландию, как уже упоминалось, следует привести в кампании к единству. В общем, сосредоточьтесь на внутренних целях.

Тридцатое – взаимодействуя с вассалами, важно принять закон про Вице-герцогство перед тем, как отдавать землю. Если вы упустите этот момент, то придется загружаться заново или выходить из ситуации, потому что вассал станет независимым.

Пункты базы знаний

СВЕЖЕЕ ВИДЕО

Какая ваша любимая онлайн-игра?
ТОП 11 онлайн игр
© Shara-Games.ru
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
наверх