Руководство ниже прольет свет читателям на тонкости создания персонажа в Mount & Blade: Warband. Вы узнаете о параметрах, их типах, влиянии, а также о модификаторах, системе чести и прочих важных составляющих.
Параметры оружия
Сражаться каждый из вас будет с помощью мышки и клавиатуры для передвижения. Левая клавиша мыши наносит удар, а правой клавишей вы блокируете вражеские удары. Даже если у вас нет щита, блок все равно можно использовать, и тогда персонаж постарается мечом или другим оружием ближнего боя отразить вражескую атаку. Использовать в качестве блока дальнобойные стрелковые орудия нельзя! Но отличие блока щитом и блока оружием в том, что из-за оружия можно пропустить удар врага, и, как следствие, урон пройдет по вам.
Если по вам прошел урон, то в некоторых случаях из-за этого можно свалиться. Обычно такое случается, если удар врага был заряжен, либо если вы угодили под наскок всадника. Персонажа, сбитого с ног, запросто можно добить одним ударом после этого. Отдельно стоит заметить, что попадания из стрелкового оружия не могут сбить персонажа с ног. Заряд удара – это условная величина, которая зависит от скорости передвижения атакующего героя, и чем она выше, тем эффективнее удар.
Так или иначе, оружие используется только после помещения его в ячейку снизу – их всего 4. Соответственно, когда используется меч и щит, то занимается 2 ячейки. Пока находитесь в бою, применять можно все, что помещено в ячейки. Важно знать, что стрелы, болты и прочие метательные снаряды тоже помещаются в ячейки. Таким образом, играя за лучника, у вас всегда будут заняты 2 ячейки.
Параметры оружия:
Виды оружия
Ниже я рассмотрю разные оружия, но не по наименованию, а по их типу. К каждому типу привязывается свой навык, который в дальнейшем можно развивать очками умений, а также частым применением. Иными словами – если будете редко атаковать мечом, то за счет очков умений он будет прокачиваться дольше.
Видов оружия шесть – двуручное, одноручное, древковое, луки, арбалеты и метательное. Основную часть прохождения вы будете владеть одни или парой видов оружия, а под конец откроется еще один вид.
Дробящее – примитивная разновидность двуручного или одноручного оружия, среди которого всякие дубинки, булавы, молоты и т.д. Впрочем, ценность оружия состоит в том, что наносит оно дробящий урон, что отлично подходит для устранения тяжело бронированных целей. Нанеся мощный удар, можно оглушить врага и захватить в плен!
Клинковое – это разновидность, как правило, одноручного оружия, среди которого мечи, клинки, ножи и т.д. В большинстве случаев такое оружие наносит рубящий урон, но не исключен и колющий. Кстати, в эту категорию входят уникальные клинки – полуторные мечи, которые могут использоваться в паре с мечом, либо без него. Именно клинковым оружием владеют солдаты в разных фракциях, потому что оно простое и дешевое. Всадники без зазрений совести тоже пользуются мечами, причем, довольно эффективно, нанося при этом скользящие атаки, позволяющие избегать направленных на вас пик.
Топоры – могут быть двуручными или одноручными, а наносят преимущественно рубящие удары. Главное преимущество топоров в том, что они наносят дополнительный урон щитам, а также умеют уничтожать их.
Древковое – в эту категорию входят не только пики с копьями, но и посохи. В общем, как водится, древковое оружие удлинено за счет палки, благодаря чему радиус поражения возрастает. Что касается типа урона, то копья наносят колющий урон, а секиры и даже алебарды способны наносить рубящий урон. Хорошо подходит для вооружения пехотных или кавалерийских отрядов. Что самое интересное – блокировать вражеские удары с помощью древкового оружия тоже можно, если принять соответствующую стойку.
Луки и арбалеты – оружие дальнего боя, которое используется пехотой и всадниками, а также наносит колющий урон. Как и в реальности, из лука нельзя выстрелить, если у вас под рукой нет соответствующего снаряда – стрелы. Для арбалетов используются стальные болты. Зажимая левую клавишу мыши, вы натягиваете тетиву, после чего отпускаете клавишу, чтобы стрела вылетела. Также реализован прицельный режим при зажатии клавиши Shift. Несмотря на это, вероятность попадания в противника зависит от показателя точности. Ну и по движущимся целям попасть в разы сложнее, ведь надо учесть многие факторы. Интуитивным эффектом станет перекрестие, ведь точность больше, чем меньше перекрестие. Главная особенность стрелкового оружия в том, что из него можно попасть в голову, за счет чего ущерб существеннее.
Метательное оружие – в эту категорию входят разные дротики, топорики вроде томагавков и т.д. Это означает, что наносить урон можно издалека, но по сравнению с луками и арбалетами тут нет механик вроде заряжения стрелы. Также не стоит забывать, что лук использует всегда несколько слотов, тогда как метательное оружие может быть помещено в один слот. Получится, что в вашем распоряжении будет меч, щит, копье и условный топорик. Причем, зависит от метательного оружия, в одну ячейку может быть помещено от 4-х до 7-ми топориков или копий. При попадании в голову урон увеличивается!
Нельзя, рассказывая об оружии, не коснуться темы модификаторов. Они повышают наносимый урон или точность, или радиус с другими параметрами, но бывают и отрицательные модификаторы. Само слово просто означает, что оружие подвергается каким-то изменениям, отклоняющимся от базовых показателей. Также хочется сказать, что модификаторы бывают разными, а некоторые накладываются исключительно на один-два типа оружия. Последнее замечание – одно оружие может сочетать несколько модификаторов.
Броня и щиты
Защита зависит от качества экипированной брони, а также от факта – использует ли персонаж щит. Соответственно, чем лучше броня, чем лучше щит, тем сложнее персонажа пробить, нанеся при этом урон. Колющее оружие с этим справляется лучше, но требует умения в обращении, тогда как дробящее с размаху может забить врага в землю.
У доспеха есть параметр, который выражается в значении Броня (делится на 4 вида). Виды зависят от ячеек для них, а именно – тело, голова, руки, ноги. Кстати, бывают такие доспехи для тела, которые частично покрывают и ноги, повышая дополнительно защиту. Что касается щита, применяемого в бою активно, то он не прибавляет напрямую значения к броне, а просто дает шанс заблокировать удар врага.
Латные доспехи и кольчуга – по ним оружие может скользнуть, а не нанести урон. Остальные кожаные подкладки, дублеты и другая броня – скользнуть оружие может, но с очень низким шансом. Таким образом, персонаж в кожаной броне будет чаще получать урон, зато носитель сможет быстрее передвигаться.
Щиты – несмотря на то, что они занимают ячейку в активном оружии, сами по себе дают пассивный эффект. Таким образом, даже если щит не применяется активно, не находится в ваших руках, то висит на спине. Это значит, что удары врагов, нацеленные в спину, не нанесут урона, потому что попадут в щит. Впрочем, исключение составляет дробящее оружие, которое способно расколоть щит. Но в прямой схватке щит никак не поможет, если будет висеть на спине. Советуют внимательно читать описание щитов, потому что некоторые виды можно использовать только в пехотном режиме, а другие запросто дают блок, когда вы скачете верхом.
Как и оружие, щиты имеют собственные параметры:
Обращаю ваше внимание на параметры Прочность и Сопротивление, которые исключают друг друга. Всегда будет так – чем выше Сопротивление, тем ниже запас Прочности, и наоборот. Но бывают исключения! Некоторые параметры вроде скорости применения будут автоматически модифицироваться, улучшаться вместе с прокачкой владения оружием – щитом в данном случае.
Типы параметров
В общем и целом, параметры в игре можно разделить на 3 типа – это атрибуты, навыки и очки владения оружием. Каждый тип смешивается друг с другом, образуя сложные механики. Таким образом:
Все герои, не исключая даже NPC, включают в себя каждый из перечисленных типов параметров. Что касается главного героя и отряда личностей, коими вы руководите, то прокачкой всех параметров руководите вы лично. Выделить следует солдат, которые после повышения уровня автоматически получают те или иные параметры.
Во время создания героя перед прохождением нужно уделить особое внимание не редактуре внешности, а распределению пунктов параметров. Предлагается потратить 4 очка на прокачку атрибутов; 4 очка на развитие навыков; также 10 очков для владения оружием. Не волнуйтесь, что так мало очков выделили на атрибуты – дело в том, что частично они будут прокачаны (зависят от предыстории персонажа, биографии).
Параметры
Атрибуты.
Сила – ее значение влияет на показатель здоровья. Таким образом, каждые 2 единицы силы прибавляют 1 единицу к запасу здоровья героя. Также от силы зависит мощность навыков, о которых пойдет речь ниже.
Ловкость – атрибут влияет на очки владения оружием, так что 1 единица добавляет 5 единиц к владению. Кроме того, сама по себе ловкость повышает скорость перемещения героя. Крайне рекомендуется обратить внимание на то, что внутри самой игры существует ошибка, мол, ловкость повышает и скорость нанесения ударов, однако это не так. У атрибута есть личные навыки, эффективность которых возрастает вместе с прокачкой ловкости.
Интеллект – атрибут связан с очками навыков. В общем, каждая единица интеллекта добавляет единицу к очкам навыков. А еще атрибут нужен для усиления мощи навыков.
Харизма – единица этого атрибута расширяет максимальное количество солдат под вашим контролем на единицу. Также влияет на навыки.
Навыки.
Если вы получаете уровень, то прокачиваете вместе с атрибутами и навыки, зависящие от степени прокачки параметров в разных категориях. Благодаря интеллекту в дальнейшем можно будет изучать несколько навыков за один уровень.
Ironflesh (железная кожа) – повышает запас здоровья на 2 единицы. Улучшается прокачкой Силы.
Power strike (мощный удар) – повышает урон от ударов оружия ближнего боя на 8%. Улучшается прокачкой Силы.
Power throw (мощный бросок) – повышает урон от бросков метательного оружия на 10%, но категория исключает луки. Улучшается прокачкой Силы.
Power draw (мощный выстрел) – повышает урон от выстрелов из луков на 14%, а также точность. Улучшается прокачкой Силы.
Shield (владение щитом) – снижает скорость износа щитов на 8%, и в дополнение повышает скорость использования и радиус действия щита. Улучшается прокачкой Ловкости.
Athletics (атлетика) – поднимает скорость передвижения героя, а также скорость солдат, исключая всадников. Улучшается прокачкой Ловкости.
Weapon mastery (владение оружием) – единица прокачки навыка расширяет пул очков владения оружием на 40 единиц. Улучшается прокачкой Ловкости.
Riding (верховая езда) – пока этот навык не прокачан хотя бы на единицу, вы не сможете использовать скакунов. В дальнейшем с каждым пунктом прокачки вам становятся доступными высокоскоростные лошади. В дополнение – навык повышает скорость солдат всадников. Улучшается прокачкой Ловкости.
Horse archery (верховая стрельба из лука) – снижает штрафы, влияющие на точность и урон выстрелов из лука. Улучшается прокачкой Ловкости.
Looting (сбор трофеев) – с убитых врагов теперь можно поднимать больше предметов, а их ценность возрастает с каждым улучшением навыка. Улучшается прокачкой Интеллекта.
Trainer (обучение) – ежедневно вы можете развивать солдат из отряда, даже если их уровень значительно ниже тренера. Улучшается прокачкой Интеллекта.
Tracking (слежение) – дает способность обнаружения следов врага, за счет чего вы узнаете количество солдат в преследуемом отряде, а также вектор движения. Улучшается прокачкой Интеллекта.
Tactics (тактика) – повышает превосходство на единицу в любом сражении. За счет превосходства снижается влияние штрафов. Улучшается прокачкой Интеллекта.
Pathfinding (поиск пути) – повышает скорость перемещения через глобальную карту на 3%. Улучшается прокачкой Интеллекта.
Spotting (зоркость) – расширяет видимую область на глобальной карте на 10%. Улучшается прокачкой Интеллекта.
Inventory managment (упаковка) – расширяет инвентарь на 6 слотов. Улучшается прокачкой Интеллекта.
Wound threatment (перевязка ран) – исцеление подконтрольных солдат происходит на 20% быстрее, но в пределах глобальной карты. Улучшается прокачкой Интеллекта.
Surgery (хирургия) – с каждым пунктом прокачки навыка прибавляется 4% к вероятности при смертельном уроне избежать смерть. Иными словами, когда вашему персонажу наносят урон, снимающий весь запас здоровья, то он с некоторой вероятностью может избежать смерти, а вместо этого просто потеряет сознание. Базовый показатель вероятности 25%. Улучшается прокачкой Интеллекта.
First aid (первая помощь) – повышает исцеление на 5% после каждого сражения. Без навыка базовое исцеление равняется 10% от запаса здоровья.
Engineer (инженерия) – теперь строить улучшения в населенных пунктах дешевле. Кроме того, осадная техника создается быстрее. Улучшается прокачкой Интеллекта.
Persuasion (убеждение) – вероятность в диалоге навязать свою точку зрения или план действий повышается. Улучшается прокачкой Харизмы.
Prisoner managment (содержание пленных) – расширяет число потенциальных пленников на 5 человек. Улучшается прокачкой Харизмы.
Leadership (лидерство) – расширяет численность солдат в армии на 5 единиц, а также снижает затраты на их содержание. Улучшается прокачкой Харизмы.
Trade (торговля) – снижает штрафы к стоимости вещей при продаже и покупке на 5%. Улучшается прокачкой Харизмы.
Владение оружием и другие параметры
Очки владения оружием повышают эффективность владения тем или иным видом оружия, о чем речь зайдет ниже. Таким образом, увеличивается урон от оружия, которое вы развиваете, а каждый уровень выдается по 10 очков. При должном развитии Ловкости можно поднять количество получаемых каждый уровень очков на 5, что в сумме составит 15.
Нельзя игнорировать и особенные параметры героя, куда включаются Renown – слава или известность; а также Honor – честь персонажа. С ними связана своя механика, в общем и целом они помогают во время взаимодействий с другими персонажами.
На этом следует остановиться подробнее. Механики связаны с развитием героя, которому следует определиться на одном из этапов прохождения, а к какому же государству примкнуть. Пока это не свершится, вы будете отделены от большой части контента, связанного с развитием личного поместья, примыкающей деревни и т.д. Для всех этих прелестей вам придется стать вассалом кого-то из действующих правителей. Сделать это можно двумя вариантами – либо нарастить Известность, либо больше общаться с правителем, убеждая его в своих намерениях.
Известность или Слава – на время прохождения данный параметр станет наиболее важным для истории. Известность влияет на количество солдат, которые могут входить в вашу армию, а также на отношение мировых фракций к вам. Как только накопите 200 единиц известности, сможете связаться с королем, но косвенно, так как тот будет некоторое время общаться с вами и армией посредством писем. Появляется резонный вопрос – как накопить известность, а ответ на него: участвуйте в битвах. Вместе с этим работает формула, по условиям которой вам надо сражаться с врагами, где в отрядах солдат примерно столько же, сколько и у вас. Это и логично, ведь никого не удивишь тем, что отряд в 50 человек уничтожил отряд в 10 человек – так славу не добудешь. А вот если пойдет слух о том, что вы сразились в равном бою на поле и вышли победителем – другое дело. Ну и выполняйте больше заданий, ведь за это тоже начисляются очки известности.
Честь – если сравнивать с другими играми, то она становится чем-то вроде кармы. Очки чести варьируются между -99 единицами и +99 единицами. Выбрали биографию с дворянским происхождением – начинаете прохождение с +3 единицами чести: в остальных случаях все начинают с показателя 0. От чести зависит то, как с вами будут общаться лорды, причем, не самозванцы, а самые настоящие, легитимные. Чем выше показатель чести, тем больше вероятность стать Маршалом. Все это касается положительного рейтинга части, тогда как отрицательный показатель приводит к тому, что за вашу голову назначат вознаграждение.
Еще одной особенностью можно считать Право на трон. Эффективность параметра зависит от популярности и захваченных территорий, присоединенных солдат к отряду. Чем выше очки Права, тем ближе вы к захвату трона.
Взаимодействия с фракциями
Кроме популярности, вам нужно будет налаживать отношения с выбранной фракцией, чтобы потом примкнуть к ней. Конечно, известность вам понадобится, ведь без нее никто не захочет связываться с вами. Взаимодействовать можно с фракциями, примыкающими деревнями и персонажами. Работая с фракциями, вам следует заботиться о положительном значении Чести, потому что в ином случае все от вас отвернутся. Что касается отдельных NPC, то от чести зависит внимание правителя к вашим действиям. Он может отреагировать на отрицательную честь, назначив за голову награду, а при положительной чести попытается связаться с вами и завербовать в свои ряды. Деревни – отношения с ними определяют, какое количество рекрутов готов будет пойти за вами.
Можно действовать с военной точки зрения или дипломатической. Военная предполагает, что вы в открытую будете действовать против фракций, которые не нравятся лично вам или правителю. Дипломатия выражена косвенно тем, что вы до поры до времени будете сторониться врагов и нейтральных территорий. Война ухудшает отношения с фракцией, хотя в некоторых ситуациях этого можно добиться с помощью отказа от выполнения поручений.
Разногласия – все лорды в Mount & Blade имеют данный параметр. Чем он выше, тем больше в армии лорда отступников, перебежчиков и дезертиров. Кроме того, разногласия показывают степень популярности лорда, ведь со вспыльчивым правителем мало кто захочет сотрудничать. Лорда с высокими разногласиями может быть смещен группой бунтовщиков со своего поста, и это касается не только NPC, но и вас лично. 100 единиц – это высочайшее значение данного параметра.
Каким образом разногласия возрастают? Первыми делом при каждой смерти вассала или его увольнения и т.д. Также во время боя нельзя бросать солдат, а иначе разногласия начнут расти. Грабить деревни, плохо относиться к действия маршала, захватывать его замки и выполнять прочие отступнические действия тоже нельзя. Чтобы снизить показатель параметра, следует на некоторое время прекратить выполнять все действия, повышающие его значение. Таким образом, спустя какое-то время Разногласия начнут снижаться.
Свадьба
До этой части данная механик отсутствовала. Теперь же игроки могут заключить брак, который благотворно скажется на развитии сюжета. Во-первых, брак позволит улучшить отношения с лордом, на дочери которого вы женитесь. Во-вторых, вы получите бонусы.
Женитьба возможна только на дочери знатного человека, так как в остальном считается бессмысленным занятием. Целью в таких изысканиях станет лорд с супругой, у которых есть незамужняя дочка. Отыскать такого персонажа можно, если прийти на какое-то торжество, пир, возможно, турнир. Встретившись на таком мероприятии с дочерью, можно будет повысить с ней отношения разными способами, зависящими от типа мероприятия. Если это турнир – вам советуется победить в нем, а саму победу при людях посвятить избраннице. Реализована и система комплиментов, так что, отыскав нужную даму, вы сможете одарить ее красивыми словами. Хотя комплименты могут дать отрицательный эффект, снизив показатель хороших отношений с девушкой.
Естественно, перед поиском дамы лучше всего познакомиться с ее отцом – лордом, к которому вы в дальнейшем примкнете, если заключите брак. Таким образом, одобрение отца крайне важно и его следует поднять до значения +10. Женские персонажи, кстати, тоже могут выходить замуж за сыновей знатных лордов, но там система плюс-минус схожая, исключая реализм с беременностью и детьми. Каждая из игровых фракций имеет хотя бы одного неженатого молодого лорда.
После наращивания благоприятных отношений следует подготовка к торжеству, в ходе которого придется повысить показатель Известность. Несмотря на то, что изначально вы заинтересовали отца и невесту, вам все еще нужно нарастить дополнительные очки хороших отношений с отцом до значения в +25 единиц. Это убедит старого лорда отдать дочь замуж. Второе обязательное условие – владения. Ваш персонаж обязан иметь какое-то поместье, замок или другой дом, чтобы дочь лорда смогла уехать к вам. Выполнив все условия, следующим шагом станет наращивание доверия между вами и невестой. Это довольно простая задача, так как требует обычного позерства и комплиментов. Выказывайте почести невесте, любезно ведите себя с ней, одаривайте песнями, признаниями и т.д. Весь процесс подготовки может занять приличное время, так что из собственного города или селения вы сможете выбирать время от времени пункт – навестить невесту, чтобы продолжить улучшать отношения.
Как только все показатели с отцом и его дочерью поднимутся до благоприятного уровня, появится функция прошения руки и сердца. После соглашения начинается длительная подготовка, в ходе которой надо просто заплатить указанную сумму.
Несмотря на рассмотренный вариант, существует альтернатива. Вы можете без ведома лорда нарастить отношения с его дочерью, признаться ей в любви, сделать предложение, но после этого лорд отрицательно будет относиться к вам. Возможно, что все эти действия приведут к войне, и даже хорошие отношения с невестой придут в упадок.
Подготовка к свадьбе со стороны женского персонажа простая – либо молодой лорд обратит на вас внимание, либо признается, что у него уже есть невеста.
Еще до свадьбы можно заручиться хорошими отношениями с несколькими девушками, а в конце выбрать ту, которая наиболее подходит для ваших целей.