База игры Total War: Medieval

База знаний по игре Total War: Medieval

Подробное описание Total War: Medieval >>>

Руководство ниже поможет вам освоиться в игре Total War: Medieval. Первая часть средневековой стратегии включает в себя не только многочисленное количество юнитов разных наций, но и механики вроде генералов.

Советы по игре Total War: Medieval

Все о Генералах

Генералы нужны для командования войсками, так что без них армия просто станет недееспособной. Что интересно, генералы не берутся из воздуха, а являются следствием воспитания принцев, за счет чего приобретают наилучшие характеристики – добродетели.

Добродетели – это способности, за счет которых войска под контролем генерала становятся сильнее. Собственно, добродетели говорят сами за себя – и генерала из низших сословий брать на командование крайне рискованно. Попадаются продажные генералы, которые могут запросто подставить, предать вас.

Секрет: случается, что неугодный генерал затесался в ряды важной армии, так вот советуется от него поскорее избавиться. Это можно сделать с помощью специально проваленной схватки, к примеру.

Юнит

А вот те генералы, которые отлично справляются с поставленными задачами, попросту обязаны получить в дар от вас собственную землю. Это не только упрочит ваши с ним отношения, но и станет приносить деньги в качестве налога за обладание провинцией. Самое интересное, что короли – то есть главные управители в игре – умирают с течением времени, тогда как генералы нет!

Все составляющие генерала:

  • Имя – не имеет никакого практического значения. Просто прозвище воина, которое нельзя сменить. В этот же пункт легче сразу записать внешность персонажа, ведь разработчики наделили уникальным лицом многих.
  • Люди – показывает численность юнитов в армии данного генерала.
  • Лояльность – это уже важная характеристика, от которой зависит стабильность положения в рядах армии, а также внутри вашего государства, если говорить о провинциях, управляемых генералами. Лояльность может быть низкой, из-за чего поднимается вероятность бунта внутри государства, который, естественно, учинит генерал. Если вы наблюдаете ситуацию, когда у генерала слишком малая лояльность, но сражается он превосходно, то постарайтесь до начала бунта повысить уровень лояльности с помощью. Для этого надо подарить генералу провинцию, ну или титул. Не менее полезным станет и выдача генералу принцессы для женитьбы.
  • Набожность – если этот показатель находится на высоком уровне, то в провинции, где генерал правит, показатель религиозных бунтов снизится.
  • Устрашение – чем выше показатель, тем меньше крестьяне в провинции генерала будут бунтовать. Мало того, устрашение отлично подходит и для урегулирования правления внутри армии, ведь солдаты тоже начинают меньше высказывать недовольств.
  • Управление – это уровень прокачки генерала, благодаря которому улучшаются бонусы для армии.
  • Сообразительность – чем выше, тем больше генерал будет собирать денег с провинции, и отдавать часть в вашу казну.

Но на этом механики генералов не исчерпываются. Штука в том, что по ходу прохождения генералам будут присваиваться добродетели и пороки, которые улучшают или ухудшают все перечисленные характеристики. Пожалуй, среди плеяды пороков надо выделить Трусость, которая для генерала губительна, ведь он может при малейших потерях, при малейшем перевесе врага в сражении просто убежать с поля, подведя под монастырь и солдат. Также губительные пороки вроде Пьянство или Гордыня. Что касается приобретения черт генералами – они могут появиться в ходе ваших неграмотных действий, а могут под влиянием неудачных битв или политических курсов.

Воин – черта, которая поднимает запас здоровья генерала.

Лидер – поднимается боевой дух и лояльность в рядах армии и к вам. Дополнительно в провинциях жители счастливее.

Уродство – повышают параметр устрашения. Уродство практически неизбежно следует за службой генерала – тут вам шрамы, отрубленные конечности, ссадины и глубокие ранения, полученные в боях. Впрочем, можно получить шрам, который снизит мужество, что плохо скажется на силе подконтрольной армии.

Описание

Трусость – обычно накладывает штраф к боевому духу армии на 2 единицы. Впрочем, эффект может перерасти в Труса, из-за чего штраф к боевому духу будет не 2, а 9 единиц. Данную черту генерал может приобрести из-за обычного побега с поля боя, либо когда вы прикажите, либо когда его боевой дух с моралью полностью снизятся.

Побывавший в плену – интересная особенность, благодаря которой генерал рассказывает своей армии об ужасах плена, но те не падают духом, а наоборот, он у них поднимается на 9 единиц. Однако генералу с подобной чертой сложнее командовать, ведь травма, все же, напоминает о себе.

Параноик – нездоровый генерал, которого преследуют мрачные видения, в которых он постоянно гибнет от руки убийц. Мужество солдат в армии немного снижается, зато сообразительность в делах политических растет, за счет чего генерал удачнее правит провинцией, ведь держит всех на коротком поводу.

Выживший в покушении – черта, из-за которой генерал отходит от дел в провинции, что сразу же налагается штрафом к сообразительности. Далее он начинает подготавливать солдат, благодаря чему повышается мужество. Бывает и так, что черта снижает счастье населения.

Тяжелый на руку – вселяет в людей страх, однако сам генерал из-за этого штрафуется по вере.

Поговоривший с инквизиторами – поднимается уровень веры, за счет чего генерал больше молится, становится ближе к людям и не вселяет в них страх.

Сильный, здоровый – для устранения подобного генерала придется помучиться, ведь у него большой запас здоровья.

Шпион – благодаря черте генерал в провинции быстро распознает вражеского агента, который приносит вред передачей информации врагу. Впрочем, постоянные поиски шпионов плохо сказываются на людях провинции, у которых падает счастье.

Атакующий – поднимается сила во время сражений, где сторона генерала является агрессором.

Защитник – аналогичная черта предыдущей, только работает в обороне.

Опытный осаждающий – генерал с такой чертой быстрее проводит осады, так что замки противников сдаются раньше положенного.

Защитник крепостей – это работает, когда на ваш замок нападает агрессор, но теперь срок осады увеличивается, чтобы вы успели привести подмогу в провинцию.

Суворов – отсылка к нашему военачальнику, но сама черта дает генералу бонусы, если его армия на поле боя меньше, чем вражеская.

Суворов в защите – если вы в обороне с меньшим числом солдат, если сравнивать с противником. Предыдущая черта работает, как вы догадались, в атаке.

Негодный атакующий – действует в качестве штрафа к показателю атаки.

Кошмарный защитник – действует в качестве штрафа к показателю обороны.

Слабый обороняющий крепости – действует в качестве штрафа к показателю лет осады (их меньше).

Провалившаяся оборона

Слабый осаждающий – осады длятся дольше.

Анти-Суворов – если врагов больше, чем вас в атаке, то генерал пытается бежать из боя.

Анти-Суворов в обороне – аналогично предыдущему, но для защитных позиций.

Часто отступающий – черта вроде труса, но не так жестка, потому что на первых этапах просто снижает боевой дух солдат.

Кровожадный и беспощадный – вселяет с большей уверенностью страх во врагов, однако из-за этого снижается боевой дух, а также вера.

Милосердный – страх падает, зато повышается показатель веры.

Жестокий судья – может казнить в провинции любого неугодного, в том числе и жителя. При вынесении приговора часто полагается на случай, что уменьшает показатель счастья.

Тиран – становится жутким правителем, так что жители ходят под гнетом страха. Могут взбунтоваться.

Принципиальный – черта, которая не позволяет так просто подкупить генерала, так что придется платить в несколько раз больше. Иногда черта помогает, но и мешает, если дело касается отступившего или чужого генерала.

Морально гибкий – а это наоборот бонус к подкупу, так что денег для этого потребуется в разы меньше. Мало того, именно финансовое положение является основным двигателем для него.

Вот такие вышли генералы, но кроме них обладать провинциями и другими землями могут…

Вассалы и Управители

Данные юниты обладают правами власти, так что с ними могут происходить на протяжении прохождения разные метаморфозы – исходя из черт, которые они приобретают. Что касается этих самых черт, то они влияют не на локальную единицу – армию, - а на все ваше государство.

Строитель – принимаемые проекты по строительству зданий повышают показатель счастья среди населения.

Хороший аграрий – поднимается процент счастья, а также денежного притока с ферм.

Плохой аграрий – снижается показатель счастья, а фермы приносят все меньше денег.

Торговец – чем больше денег посредством торговли, тем больше счастья.

Сомнительная бухгалтерия – дает ощутимый штраф к прибыли, а также начисляет минусы к показателю счастья. Черт может возникнуть, если на посту вассала или другого юнита сидит неграмотный родственник.

Вассал

Артистизм и склонность к искусствам – странная черта, которая только снижает показатель прибыли.

Глубокая религиозность, Необоснованная щедрость, Склонность к философии, Игрок в азартные игры, Коррупционер – некоторые из этих черт звучат неплохо, однако все они дают сплошные штрафы.

Религиозный фанатик – принуждает людей к вере, из-за чего она поднимается, а вместе с тем вселяется в людей и страх.

Убедительный – у юнита с этой чертой повышается сообразительность, так что его сложнее сдвинуть с поста.

Еретик – пожалуй, самый внушительный штраф к значениям веры, так что религиозные войны юниты с данной чертой будут часто проигрывать. Если Еретик наткнется на Инквизитора, то понесет существенные потери.

Честность – поднимается лояльность, так что жители готовы служить словом и мечом (имеется в виду бонус к боевому духу). Как известно, честность снижает сообразительность, потому что подобного юнита легче провести.

Лояльность – все желают служить у правителя с этой чертой.

Образованность – поднимается показатель сообразительности, за счет чего меньше солдат покидает ряды армии. Впрочем, падает вера.

Благотворительность – счастье с верой повышаются.

Пьянство – налагает существенные штрафы к власти, сообразительности и даже здоровью. Такого правителя легко сместить с поста.

Любитель земных радостей – мужество солдат падает, а временами и счастье населения.

Жадина – сообразительность поднимается, однако счастье в народе падает, потому что налог слишком большой.

Завистливый – черта наделяет постоянным соперничеством, потому что генералы подпадают под завистливый глаз вассала, который хочет отобрать их земли.

Извращенец – снижается вера из-за того, что черта вынуждает правителя любить своих родственников в том самом смысле.

Гордец – сообразительность снижается, а вместе с ней и командирские навыки. Зато мужество получает прибавку к показателю.

Лентяй – не удается вести все дела по управлению землями.

Тяжелый характер – вселяет страх в жителей, зато солдаты от этого в восторге, так что их показатели мужества поднимаются.

Тактические возможности

Особенность сражений в Total War теперь известная многим, а на момент выхода первых игр студии не все знали, что режима два: пошаговый для стратегической карты, где регулируются государственные положения, а также режим реального времени, где ведется война.

Стратегический вид

Армия – она включает и суммирует все показатели юнитов, определяя скорость передвижения отряда, силу атаки, обороны, боевой дух, броню и другие параметры.

Основных принципов ведения битвы несколько, а зависят они от типов ваших юнитов. Дело в том, что игра использует систему камень-ножницы-бумага, по которой юниты слабы против одного типа войск, но сильные против другого. От количества тех или иных типов солдат зависит тактика – либо одерживаете победу числом солдат, либо стратегическими ухищрениями. Надо отметить, что первый вариант подойдет для новичков, которые не до конца разобрались в системе камень-ножницы-бумага.

Во время прохождения ситуаций, где существенный численный перевес есть на вашей стороне или стороне врага, практически не будет. Таким образом, бои с малыми допущениями всегда проводятся на равных условиях.

Ландшафт – большое значение имеет местность, на которой проводится битва. Так, если вам удалось занять высоту вроде горы или холма, то можете спокойно дожидаться наступления противника, ведь он понесет существенные потери, когда начнет надвигаться на холм. А вот если враг занял вершину раньше вас, то его придется выманивать или обходить стремительным строем.

Есть интересная особенность, связанная с атакой с холма к подножию. Дело в том, что армия набирает разгон и прибавляет к духу и морали новые цифры, молниеносно надвигаясь на противников. Это в особенности касается конных войск. Говоря о лучниках – они на склонах имеют увеличенный радиус поражения, исходя из физических аспектов.

Также пользователи столкнутся со сложными битвами, в которых предстоит захватить точку, осажденную врагом. Обычно отводится 30 минут реального времени, и если вы не успеваете взять приступом точку/замок/холм, тогда проигрываете. В любом случае, придется готовиться к существенным потерям со своей стороны, так что долго и много не переживайте об этом. Как и советовалось, просто постарайтесь окружить врага на холме, чтобы быстрее и успешнее перехватить позицию. Самая распространенная тактика выманивая – подвести свой отряд на достаточную дистанцию, после чего резко увести. Действует это не всегда, так что можете понести только больше потерь.

Полки – построение всех войск имеет не последнее значение, так что старайтесь не сбивать всех в одну кучу. Если сделать редкое построение солдат, то конница не сможет нанести им существенных потерь. Что касается менее масштабных схваток, то временами выгоднее всю армию выстроить в один ряд, чтобы все юниты участвовали в ведении боя. Тут имеется в виду, что в строю каждый юнит индивидуален – один боятся, паникуют, другие поддерживают их и т.д. За счет этого лучше ставить в один отряд, ведь он будет действовать более сплоченно – если кто-то струсил, другой просто добил врага.

Стоит выделить слабых духом юнитов – это крестьяне, а также новоприбывшие рекруты. Сильные юниты – это те, которые достигли хотя бы звания сержанта. Рыцари являются уникальными – им не нужны звания, ведь рыцарь и есть почетное звание.

Стрелковые отряды – в маневры следует записать позиции лучников, которым в начале сражения место впереди. Сначала они обстреливают врагов, и как только вражеская сторона подойдет, их тут же надо увести назад, где они продолжат вести обстрел. В первые ряды сразу встанут мечники и прочие пехотные ближние юниты.

Лучники

С лучниками связана и тактика стрельбы, ведь не все понимают, как и когда надо атаковать врага. Примеры следующие:

  1. Отрядов мало – когда врагов немного, то старайтесь нацеливать лучников на первых юнитов.
  2. Отрядов много, но они рассыпаны узкой полосой – это сложная ситуация, при которой надо целиться в середину этих рядов, чтобы стрелы рассыпались по сторонам равномерно.
  3. Отряды идут друг за другом – стреляйте по центральному отряду, чтобы недолетающие стрелы попадали в передних юнитов, а перелетающие стрелы в дальних юнитов.

Также многие путают приоритетность целей – сначала советуется устранять лучниками слабо бронированных солдат, чтобы очистить от них поле. Это поможет не только в визуальном плане сосредоточиться на атаке, а не хвататься за всех, но и устранит яростных противников еще до их сокрушающего сближения с рядом ваших войск. И только после всего этого можете методично застреливать рыцарей и мечников со щитами. Впрочем, нельзя путать лучников с арбалетчиками, у которых болты бронебойные, так что смогут свалить рыцаря.

В последующие годы появятся аркебузиры, умеющие стрелять только перед собой, по прямой дистанции. Несмотря на убойную технологию, применять ее можно только в светлые дни без дождя, потому что иная погода сказывается на порохе, затворах и других механизмах оружия.

Еще о генералах – основную фишку про генералов я оставил специально для этого раздела. Дело в том, что генералы на поле боя присутствуют и сражаются, причем, являются крайне грозной силой, разметая врагов по сторонам. Чем выше уровень, тем больше у генерала здоровья, так что его становится попросту сложнее убить. В бою следует выслеживать и убивать вражеских генералов, а также любыми способами не давать им убежать с поля боя, ведь они могут вернуться более мощными в следующий раз.

Тонкости битв

Бег и топот – если две противоборствующие армии должны столкнуться, то сделать это нужно в движении. Тут важно понять – стоящий отряд под вражеским натиском попросту сдвинется назад, разрушив строй. А вот когда армия бежит на армию, то они смешиваются и успешно сражаются. Таким образом, главное от вас – это не стоять отрядом, на которого набегает враг, а отвечать подобным действием. Что касается вражеских стоящих отрядов, то подумайте, почему они так делают! Может быть, ваш отряд плохо сражается против них? Например, копейщики могут выставить свое оружие вперед и прикрыться щитами, что упрочит их защиту даже при вражеском набеге.

В связи с этим появляются мельчайшие моменты – вам надо не просто бежать на врага, который еще далеко, а выжидать, отстаивая лучниками позиции по стрельбе, после чего резко выдвинуться отрядами ближнего боя на бегущего врага. Так что никакого смысла набегать на врага за тридевять земель нет.

Универсальное построение – когда вы не знаете, как построить войска, просто постройте их по следующему принципу. Разбейте войско на 3-4 ряда, а если из-за количества это сделать невозможно, тогда чуть меньше – это же работает и в обратную сторону, когда войск слишком много.

Построение

Лучников ставите на передний ряд, чтобы они при обстреле врагов не попали в союзников, стоящих перед ними. В таком случае отряды ближнего боя располагать далеко нельзя, потому что лучники останутся беззащитными, так что выставьте условных мечников сразу за спинами стрелков.

Конницы – бывают нескольких видов, так что при построении их надо использовать по-разному. Конница легкого типа должна идти обычным рядовым строем на врага. Конница тяжелого типа обязана надвигаться клином – стрелой. А вот держать подобные отряды надо постоянно на флангах – в качестве разведки, если противник соберется обойти вас, а также в качестве атакующей силы, чтобы в любой момент обойти врага с выгодой для себя.

Генерала держите рядом с основным войском, ведь он повышает их характеристики, да и просто положительно влияет на дух.

И вот дело обстоит чутка иначе, когда вам требуется захватить высокую точку, занятую врагом. Для этого, насколько помните, надо произвести окружение, которое зависит от построения – по бокам ряды закруглите, чтобы создать подобие кольца. Во время атаки лучше довериться меню отряда, где предложено несколько построений.

Напоследок по строению юнитов можно отметить, чтобы вы избегали пересеченной местности, где много деревьев и разных строений. Из-за этого солдаты хуже перемещаются, застревая.

Состав – от наличия тех или иных военных юнитов зависит многое, так что советую попросту придерживаться для начала следующих положений:

  1. 3-4 отряда стрелков – эта усредненная цифра для больших армий. В общем и целом делайте так, чтобы лучников было меньше, чем отрядов ближнего боя.
  2. 3-4 отряда пехоты – имеется в виду основная армия, в которую входят мечники или копейщики.
  3. Отряд поддержки – тут подразумеваются крестьяне и другие слабые воины вроде ополченцев. А нужны они для отвлечения или выманивания противника. Жертвуйте слабыми!
  4. Пара отрядов кавалерии – незаменимые маневренные воины, которые и разведку проведут, и убегающего врага добьют.

Есть воины, использующиеся в боях с исключительными правилами, но по большей части обойтись можно и без них. В плеяду подобных солдат входят – рыцари, юниты с огнестрельным оружием, арбалетчики, конные стрелки, артиллерия, гашишины и другие уникальные наемные воины. Артиллерия отлично подойдет для убийства генерала на ранней стадии. Конные лучники обладают малым уроном. Остальных брать в армию по своим предпочтениям.

Окружение – тут хочется сказать несколько слов по поводу тактики. Взять врага в кольцо – это основная задача в сложной битве. Если вам удастся провести подобное, то враг обречен на проигрыш, потому что мораль с боевым духом резко падают. Это все ясное дело, но вам следует избегать подобных ситуаций – то есть, не попадаться во вражеское кольцо. Чтобы избежать этого – просто прячьте свои слабые отряды равномерно по всему войску. Нельзя ставить по краям или сосредотачивать в центре ополченцев, крестьян или лучников, ведь их ряды легко сломить.

Конница – одна из самых интересных воинских составляющих. Как было сказано, имеет несколько типов. Если конница бронированная, то есть включает в себя рыцарей-всадников, то можно спокойно устанавливать ее в качестве главной атакующей силы армии. Только помните о копейщиках, которые запросто поборют вас, если налетите кавалерией на них. Легкие конницы – это обычно стрелковые отряды, которые наносят довольно мало урона, зато благодаря этому хорошо работают на изматывание. Вы можете временами подбегать легкими конницами к врагу, а потом снова откатываться назад, обстреливая.

Артиллерия – есть полевая и осадная. Осадная устанавливается в точку, после чего передвигаться больше не может, так что подходит для методичных атак по замковым стенам. Отсюда и пошло название осадного режима у других орудий – они неподвижны, прицельны и мощны. Полевая артиллерия – ее можно передвинуть, но скорость все равно крайне низкая

Помните о том, что солдаты, орудующие артиллерией, обязаны иметь высокий параметр мужества, чтобы вести прицельную стрельбу. Чем ниже показатель мужества, тем хуже точность.

Полевые пушки отлично справляются с отрядом противника, в котором находится сам генерал. Если нацелить полевое орудие на подобный отряд, то с большой вероятностью можно сходу устранить главный двигатель врага в бою.

Осада

Штурм замков – сразу запомните, что осаждать замок врага надо как минимум с количеством воинов, превосходящим в несколько раз число обороняющихся. Кроме того, бездумно наступать в стремительном беге на стены нельзя, а то как волны вы разобьетесь о нерушимость скал. Нельзя атаковать замок набегом – это надо делать долго и со всеми расчетами. Лучше всего дать несколько советов:

  1. Пробивайте в замке не ворота, а боковые стены, потому что практика показывает, что через них войско войдет в замок быстрее. Брешь больше, чем проем врат.
  2. Артиллерию ставьте далеко от стен так, чтобы ее никто из врагов не смог достать ни стрелой, ни снарядом.
  3. При первой же возможности уничтожьте башни врага, которые расстреливают ваших солдат.
  4. Атаку нужно проводить лучшими войсками по характеристикам, но для продвижения к стенам можно в первых рядах выставить ополченцев, которые примут удар на себя, погибнув, но дав возможность остальным захватить владение противника.

Непосильная задача – не единожды вы поучаствуете в сражениях, где силы врага попросту превосходят. Одна из самых сложных ситуаций случается, когда против ваших ополченцев выдвинулись мощные отряды, например, рыцари с лучниками. Для достижения победы советую осмотреть территории и использовать местность, как это делалось во все времена. Если поблизости есть лес – отлично! – используйте его преимущество. Сосредоточьте свои силы в лесу, в котором врагу будет сложнее заметить засаду. Мало того, в лесу лучникам и другим стрелковым отрядом просто сложно вести прицельную стрельбу.

А вот если ситуация ровно противоположная, тогда поможет тактика окружения леса. Причем, в этом случае надо заходить в чащу всеми войсками одновременно, равномерно, чтобы враг не успел сначала расправиться с одной частью, потом с другой и т.д.

У реки

Переправы – не менее интересные бои происходят вблизи рек. Впрочем, в Total War: Medieval на реках в большинстве случаев есть мосты, которые советуется держать под надзором лучниками. Если враг надвигается на вас через мост, то его можно спокойно обстреливать, а рядом с выходом на сушу поставить обороняющийся отряд ближнего боя, который смог бы сдержать врага на мосту.

В общем, на реках правило то же, что и при осадах – не лезть и не высовываться, а все просчитать. Сдерживать мост, опять же, легче, чем надвигаться по нему на врага на той стороне реки.

Думаю, вы поняли, что местность диктует успех той или иной битвы, а также выбранной в этой битве тактики. Помимо ландшафта, отмечу влияние погоды. Естественно, когда разворачивается сражение в неблагоприятных условиях дождей, буранов, песчаных бурь, то они становятся сложнее. С другой стороны, погоду можно использовать в качестве вспомогательного фактора, когда происходит осада, например.

Юниты

В данном разделе обширного гайда вы найдете информацию о воинах, которые будут предлагаться вам на разных этапах в качестве армейских рекрутов. Некоторые из низ крайне слабые или бесполезные, так что информация будет сокращена.

Пехотные и стрелковые отряды

Крестьяне – самый слабый игровой юнит, который, впрочем, превосходно подойдет в качестве приманки. Крестьяне обладает низкими показателями боевых характеристик, но брать их на сражение бывает очень полезно. Кроме того, слабых юнитов нужно правильно применять, и как пример я уже приводил ситуацию, в которой ополченцы с крестьянами должны были побить рыцарей с лучниками; просто занимаете выгодные позиции на местности и получаете преимущество.

Тренировка

Чтобы поднять боевой дух крестьян, ставьте их вместе с копейщиками и другими профессиональными воинами, ведь благодаря этому у них на душе становится спокойнее. Ко всему прочему, сами по себе крестьяне требуют мало, так что держать их в любом случае можно!

Городское ополчение – эти ребята уже посерьезнее предыдущих, хотя все равно остаются не профессиональными воинами. Показатель боевого духа тоже низкий, однако атака у ополчения хорошая. Можно сказать, что данные юниты станут хлебом с маслом на первых порах прохождения. Стоят недорого, хорошо пробивают бронированных юнитов за счет вооружения, а также получают бонус к морали, как и крестьяне.

Альмохадское городское ополчение – улучшенный юнит ополчения, у которого нет никаких штрафов к боевому духу. Дополнительно обладает неплохими параметрами по защите. Впрочем, все эти плюсы скрывают один существенный минус – отсутствие алебард. Данное оружие было изюминкой городского ополчения, за счет чего они временами на равных сражались с бронированными прокачанными врагами.

Копейщики – превосходный отряд, который работает против кавалерии и любых других всадников. Это их единственное предназначение, так что на условную осаду или штурм их лучше не брать. Дело в том, что копейщики просто ужасающи в атакующих позициях! Следовательно – надо сражаться с конницей, тогда набирайте копейщиков, а в остальных случаях они ни к чему.

Пикинеры – абсолютно те же копейщики, но с повышенным боевым духом, а также атакой против конниц. Использовать аналогично копейщикам!

Сержанты ополчения – их можно сравнить с городским ополчением, но с более обороноспособной экипировкой. Алебарды на месте, доспех на месте, высокий боевой настрой тоже – хороший юнит!

Феодальные сержанты – первые уникальные юниты, которых можно назвать даже профессионалами военного ремесла. Сержанты обладают личным бонусом, который связан с их кодексом. Атакуют копьями, но в отличие от копейщиков они лучше всего подходят как раз для атаки, о чем говорит слабая защитная броня.

Абиссинская гвардия – нужны для быстрого уничтожения ополченцев и крестьян, потому что обладают хорошими показателями атаки. Броня у них очень слабая, так что рассчитывать придется лишь на стремительную атаку.

Серпы – это отряд крестьян, вооруженных серпами. Отлично показывают себя против бронированных и кавалеристских юнитов.

Шотландские горцы – это те самые ребята, про которых снял довольно спорный фильм Мел Гибсон. Превосходны в атаке за счет агрессивных показателей, но броня слишком слабая. Лучше всего сражаются против пехотных отрядов, а в бою, когда они набегают с холма, получают бонус к наносимому урону. С крестьянами и многими перечисленными выше юнитами бьются в совершенстве. Если вы сражаетесь против горцев, то лучше сразу истребляйте их лучниками, а то при столкновении нанесут много ущерба.

Викинги – северяне, которые с помощью собственных топоров уничтожают хорошо защищенных воинов. Помимо топоров в их руках есть и щиты, что сразу добавляет плюс к обороне. Мало того, у викингов приличный показатель чести, благодаря которому они долго, даже если мораль упала, сражаются, не разбивая собственный строй.

Болгарские разбойники – оснащены стрелковыми луками, а также набирают приличную скорость, если сравнивать с остальными наземными отрядами. Дополнительное оружие – меч, который они используют в ближнем бою. Броня – для обороны не годится, но может спасти от урона.

Византийская пехота – пехотинцы, обладающие неплохой броней, на которую уже можно положиться при обороне замка. Играете за Византию – однозначно нанимайте пехоту.

Баталия

Пешие рыцари – передвигаются медлительно, зато во время атаки наносят много урона за счет бердышей. Однако лучше всего рыцари подойдут для обороны точки, причем, могут нанести существенный ущерб даже всадникам.

Рыцарская тяжеловооруженная пехота – лучше всего подойдут для штурма точки, потому что защита у них хуже, чем у предыдущих юнитов.

Рыцарские сержанты – вооружены тяжелыми копьями, которые помогают уничтожать полки кавалерии. Неплохи как во время штурма, так и во время обороны, но учтите, что показатели брони у сержантов хуже, чем у обычных рыцарей.

Феодальные пешие рыцари – атакуют пикам, обладают усредненными показателями брони. Их главная фишка в ударах, которые наносят повышенный урон против бронированных юнитов. Показатель чести высокий!

Феодальная тяжеловооруженная пехота – ничем не выделяющийся на общем фоне юнит.

Феодальные сержанты – а вот эти ребята переняли все достоинства и недостатки копейщиков. Сержанты превосходно справляются с всадниками, но обладают плохой защитой, да и во время атаки показывают плохие результаты.

Футувва – турецкие юниты, которые раскрываются на полную катушку во время атак и штурмов. Из-за этого у них большие штрафы к защите.

Галлоугласс – кельтские юниты, которые являются улучшенной копией горцев Шотландии. Наносят колоссальный урон во время атак с наскока. Брони мало.

Генуэзские моряки – маневренный отряд стрелков, которые дополнительно оснащены кинжалами. Интересно, что эти самые кинжалы нужны для суицида в случае, когда их атака в ближнем бою провалится. Можно использовать в качестве выманивание противника!

Пехота гази – превосходные агрессивные юниты, которым катастрофически нельзя обороняться, а только атаковать.

Пехота Золотой орды – орудуют не только стрелковым оружием, но и вблизи. Исторически, Золотая орда сделана так, что сражается хорошо против русских юнитов.

Готические пешие рыцари – обладают повышенной защитой, так как броня у них на каждой части тела. Мораль повышенная, а самые удачные атаки проводят по защищенным юнитам. Перемещаются медленно.

Готические сержанты – пожалуй, это лучшие юниты с копьями, которые, однако, подходят уже для сдерживания позиций. По-прежнему уничтожают всадников, но могут теперь обороняться, выставив копья наголо.

Алебардисты – у них неплохая броня, которая позволяет сражаться в защитных позициях. Что касается алебарды, то оружие подходит для свержения всадников, а также для  устранения бронированных врагов.

Гашишины – если говорить о показатели чести, то у этого юнита ее больше всего среди всех остальных. Сражаются яростно, без трусости, так что станут прекрасными защитниками, несмотря на довольно слабую броню. Дело в том, что гашишины искусно орудуют саблей. Мало того, в их арсенале имеются и луки, позволяющие дать прикурить врагам издалека. Отлично подходят для засады!

Рыцари

Пешие рыцари-госпитальеры – отряд на все случаи жизни, если можно так выразиться. Обладает и хорошей броней, и высокой моралью.

Итальянская легкая пехота – лучше всего сражаются в оборонной позиции, а также свергают всадников оппонента. Что касается атак, то они крайне слабы.

Янычары-лучники – турецкие юниты, атакующие с дальних дистанций, обладают и неплохим показателем чести, однако на практике показывают себя слишком плохо.

Тяжелая пехота янычар – эти отряды обладают преимуществами в атаке, а также преимуществами в обороне. Показатель чести высокий, а сразить могут не только слабых юнитов, но и бронированных.

Пехота янычар – если сравнивать с предыдущим отрядом, то данные солдаты отличаются слабостями. Хуже сражаются с лошадьми.

Сержанты ополчения – это полностью по всем параметрам улучшенное городское ополчение. В их распоряжении алебарды, угнетающие лошадей, а также высокие – боевой дух и броня.

Мусульманские крестьяне – если сравнивать их с обычными крестьянами, то данные юниты улучшены по морали. Впрочем, из-за вооружения мусульманские крестьяне сражаются с бронированными противниками в разы хуже.

Мувахиды – орудуют копьями, но ничем не отличаются от стандартных копейщиков.

Нубийские копейщики – слабее предыдущих, а также остальных копейщиков, зато довольно дешевые.

Пехота орденов – этакие рыцарские падаваны, которые и по найму дешевые, и во время штурма незаменимые. Впрочем, их неопытность дает о себе знать, так что во время любого сражения могут проявить трусость. Всадников устраняют с легкостью, броню имеют среднюю.

Религиозные фанатики – быстро перемещаются, наносят большой урон, а также имеют показатели боевого духа и чести. Брони нет, так что больше всего подходят для организации штурма.

Пехота сарацин – еще один вариант копейщиков, которые тоже уничтожают всадников, но обладают низкими показателями брони, так что в оборонных позициях их лучше не оставлять.

Швейцарские доспешные пикинеры – это тоже яркие представители копейщиков в отличие от большинства усредненных отрядов. Дело в том, что данные юниты могут превосходно стоять в оборонных позициях, а также устранять всадников. Честь и броня на высшем уровне!

Швейцарские пикинеры – это обычные пикинеры, которые устраняют всадников, но никак не выстаивают в обороне.

Строй

Швейцарские алебардисты – данные юниты, как и остальные швейцарцы, обладают повышенным показателем чести. Алебарды сражают не только лошадей, но и защищенных юнитов.

Варяжская гвардия – превосходные представители бронированных юнитов, которые умеют выстоять в обороне, но не могут устранять всадников.

Дровосеки – это русские отряды, вооруженные топорами, которые отлично подходят для вспарывания брони оппонента. Впрочем, многого ожидать от дровосеков не стоит, ведь они являются просто слегка улучшенными крестьянами.

Оттоманская пехота – атака на низком уровне, броня на низком уровне, боевой дух низкий. Единственное, что спасает эту пехоту – дополнительное оружие в виде луков.

Низари – один их худших отрядов для обороны, так что старайтесь использовать их луки на полную катушку. Они наносят неплохой урон, а скорость перемещения и боевой дух позволяют выходить сухими из воды из многих сложных ситуаций.

Альмугавары – больше всего схожи с ирландскими военными, так что штурмуют они неплохо. В оборону их лучше не ставить, хоть и орудуют альмугавары копьями.

Лучники – это больше вспомогательный стрелковый отряд, который поливает издали любых юнитов стрелами с уроном. Впрочем, надо правильно определиться с целью, ведь бронированных врагов лучники свергают с превеликим трудом – в этом случае нужна поддержка в качестве пехотинцев ближнего боя.

Длинные луки – это те же самые лучники, но с оружием, которое способно нанести урон по бронированному противнику. Запас по стрелами исчерпывается быстро.

Требизондские лучники – классические лучники, которые дешево стоят.

Лучники-пустынники – обычные лучники, но с улучшенной характеристикой по перемещению.

Туркменская пехота – ничем не выделяются, кроме как минусами к показателю чести.

Легкий ирландский пехотинец – кельтский юнит, который профессионально владеет копьем. Фишка в том, что каждый солдат вооружен четырьмя копьями, которыми не только на ближних дистанциях сражаются, но и могут метнуть. Выстраивать оборону данными юнитами категорически нельзя, ведь у них колоссальные штрафы. Перемещаются быстро, так что ирландцами на поле боя можно делать шум. Что касается метания копий, то дальность полета небольшая, так что после залпа либо следует тут же приказать переместиться отряду, либо потерпеть в столкновении потери.

Мурабитинская пехота – крайне плохой отряд.

Арбалетчики – отличаются от лучников своей убойностью, так что свалить могут даже защищенного рыцаря с высокой честью. Арбалетчики обладают и броней, которая позволяет некоторое время сдерживать урон, а если они столкнутся с лучниками, то с большим шансом победят их именно за счет брони.

Арбалетчики со щитами – используют щиты для укрытия, тогда как броня никуда тоже не девается. Из-за этого их перемещения стеснены.

Со щитами

Тяжелые арбалетчики – время между залпами большое, ведь оружие у них в разы серьезнее. С большей уверенностью выкашивают бронированные отряды врага.

Тяжелые арбалетчики со щитами – аналог предыдущих, только со щитами, которые используют в качестве укрытия. Передвигаются медленно.

Метатели нафты – их можно условно назвать гранатометчиками, ведь кувшины с горючей смесью нанесут урон любому врагу. Никакая броня, никакие щиты, ничего противнику не поможет – лишь скорость, чтобы сбежать куда подальше от огня. Метать кувшины юниты умеют на малые дистанции, зато ко всему прочему снаряжены хорошей броней. Естественно, как и все остальные стрелки, данный отряды лучше всего чувствует себя на холме. Также стоит отметить, что в дождливую погоду метатели превращаются в бесполезных воинов.

Бомбардиры – в теории могли бы стать неплохим аналогом предыдущих юнитов, но на практике бомбардиры являются по силе сравнимыми с крестьянами. Слишком малая дистанция обстрела при слишком высоком времени перезарядки. Хотя показатель защиты и чести неплох!

Бомбардиры мамелюков – хуже предыдущих.

Аркебузиры – обладают единственным крутым плюсом: умеют стрелять на дальние дистанции. Что касается целесообразности стрельбы, то в дождливую погоду юниты превращаются в бесполезных.

Артиллерийские отряды

Баллиста – работает против пехотных отрядов, но радиус поражение невысокий. Стреляет оружие короткими копьями, которыми может запросто пробить бронированную пехоту. Заряд баллисты – ровно 40 копий, после чего она становится бесполезной.

Катапульта – обстреливает врагов камнями, так что лучше всего подойдет во время затяжной осады. Без ее помощи не обходится ни одна осада. Если же вы нацелитесь на ряд врагов, то камень при падении и столкновении скользнет по врагам, нанеся огромный ущерб. 30 камней в запасе на бой.

Бомбарда – работает на порохе, который в ту пору был не так хорошо развит, из-за чего времени между залпами слишком много. Ядер в запасе – 25.

Кулеврина – неплохая маневренность, если сравнивать с другими орудиями, благодаря чему она запросто обстреляет несколько отрядов врага ядрами, коих в запасе 25 штук.

Полукулеврина – дешевый вариант предыдущего орудия, у которого меньше урон, но теже недостатки и преимущества.

Орудие

Требюше – еще одно орудие по метанию огромных булыжников. Намного лучше классического камнемета, потому что наносит больший ущерб. Впрочем, из-за этого требюше дольше перезаряжается. В запасе 25 камней.

Мангонел – если вы нацелитесь на замковую стену, то всего за 3-5 выстрелов сможете проделать в ней брешь. Данный показатель говорит о том, что орудие превосходит требюше. В запасе 25 выстрелов.

Мортира – лучше устанавливать орудие на холм, ведь траектория полета тому только способствует. Частенько мортиру используют во время осад для обстрела замков. В запасе целых 40 ядер.

Серпентин – скорострельная пушка с 40 ядрами, которая наделают шороху в бою без пересеченной местности и осады.

Осадная пушка – ей хватает всего пары залпов, чтобы пробить брешь в стене. Впрочем, ни для чего больше она не годится. Запас – 20 ядер.

Полупушка – работает хорошо и в поле, и во время осад. Перезарядка у нее крайне долгая, что не соответствует названию. В запасе 25 ядер.

Кавалерия

Сахарская кавалерия – обладает высокой скоростью и маневренностью, но атакует она крайне слабо. Также сахарская кавалерия не защищена, из-за чего быстро погибает в пекле событий. Лучше всего использовать их наскоками, да и то лишь против крестьян, артиллерии и лучников. Что касается преследования, то отряд подходит неплохо для того, чтобы быстро нагнать струсивших оппонентов.

Хобилары – аналогичный отряд предыдущим юнитам, но обладают лучшей броней, из-за чего теряет показатели скорости и маневренности.

Катафрактарии – бронированные наездники, которые ко всему прочему орудуют пиками. Отлично подходит для штурмов, так что против копейщиков терпят не такие сильные потери. Что касается перемещения, то броня стесняет скорость, да и лошади быстро выдыхаются.

Хорезмская кавалерия – отличные юниты для засад, которые не уступают по броне рыцарям.

Феодальные рыцари – пожалуй, самые универсальные всадники, которые способны на многое: тут вам и убийство лучников с фланга, и устранение вражеских конниц, и преследование. Единственная проблема – это орден рыцарей.

Тевтонские сержанты – это аналогичный отряд предыдущим рыцарям, который отличается усиленной броней.

Рыцари госпитальеров – обладают сверхтяжелой броней, за счет чего годятся для массированных атак. Скорость, естественно, низкая.

Рыцари сантьяго – ничем не отличаются от предыдущих.

Тевтонские рыцари – ничем не отличаются от предыдущих.

Крестоносцы – ничем не отличаются от предыдущих.

Рыцари тамплиеров – они походят на всех, но отличаются слегка ухудшенным показателем атаки при штурме.

Уланы – если вы испытываете определенные трудности в борьбе с копейщиками, то данные всадники помогут справиться с ними. Одни из немногих, которым не страшны копейщики.

Жандармы – отличаются повышенной защитой, которая сравнимо выше, чем у феодальных рыцарей. Нанять их стоит дешевле, а броня довольно неплохая, так что в обороне они явно лучше, нежели в атаке.

Появление орды

Тяжелая конница Золотой орды – обладают высокими показателями морали и скорости, а по силе атаки лучше, чем катафрактарии. Кроме того, юниты получают бонус против всех русских отрядов.

Конные лучники Золотой орды – это крайне маневренные стрелковые всадники, которые не только умеют орудовать луками с высоким уроном, но и вблизи с помощью пик (переключение режимов происходит после траты всех стрел).

Королевские рыцари раннего средневековья – высокая честь этих ребят позволяет поддерживать строй долгое время, только вот браня плохо защищает. Есть у них и особенность – они охраняют генерала в бою, у которого происхождение королевских кровей. Именно из-за этого приходится постоянно следить за юнитами, чтобы они не совершали глупостей вместе с генералом.

Королевские рыцари эпохи расцвета – многими аспектами походят на госпитальеров, так что сражаются не только за счет атакующих способностей, но и защитных. Броня на высоком уровне, что позволяет сдерживать раннюю агрессию противника.

Королевские рыцари позднего средневековья – аналог уланов, что очень круто!

Готические рыцари – для штурма их брать категорически не рекомендуется, а вот защищают они отлично. Впрочем, есть у готических рыцарей существенный недостаток – мораль, которая диктует им, что делать. Из-за нее юниты могут в любой момент сорваться и бежать, а могут стоять до последнего, или вообще преследовать врага, которого надо было бы отпустить. В тяжелых доспехах они ко всему прочему еще и очень неповоротливые.

Испанские хинеты – невероятной силы всадники, обладающие несколькими копьями, которые они могут метать. Однако для успешного проведения обстрела придется испанским хинетам точно прицелиться, что сделать ох как нелегко. Они сначала перебегают несколько раз из стороны в сторону, после чего бросают копья, так что требуется рассчитать время атаки заранее.

Сипахи порте – отлично справляются с легкой пехотой, потому что являются стрелковыми всадниками. Их стрелы не убойные, из-за чего с бронированными отрядами у сипахов явные проблемы.

Бояре – ничем особенным не выделяются, а по силе напоминают предыдущих юнитов. Только бояре многим пошустрее.

Литовская кавалерия – вырезают легкую пехоту, исключая копейщиков. Обладают легкой броней, которая немного снижает их скорость, зато могут бороться как со стрелковыми всадниками, так и с себе подобными.

Польские вассалы – орудуют копьями, так что могут противостоять злобным пехотным аналогам. Впрочем, из-за брони они не могут соревноваться с рыцарями. Польские вассалы обладают усредненными характеристиками, но отнюдь не слабыми, да и стоят дешево! Запомните, что против тяжелых кавалеристов их ставить нельзя.

Стрелки

Конные арбалетчики – худшие стрелковые всадники, но могут понадобиться за счет скорости для дальнейшего выманивая оппонентов с холмов и т.д.
Берберские верблюды – самый спорный отряд, который не надо было вводить в игру. Первое – низкая меткость. Второе – низкая скорость верблюда. Третье – малый урон от атак. Как итог – бесполезность.

Бедуины на верблюдах – такие же бесполезные, как и предыдущий отряд.

Конные сержанты – крайне слабо атакуют, так что набегать на врагов в лоб не рекомендуется. Единственное применение конных сержантов – это нападения с флангов.

Аланская наемная кавалерия – быстро передвигаются, так что смогут догнать любой струсивший отряд. Впрочем, как и конные сержанты, они не могут дать отпор врагам лоб в лоб.

Степная кавалерия – аналогичный предыдущим отряд, но с меньшим показателем чести.

Конные лучники – перемещаются они быстро, за счет чего отлично преследуют убегающие отряды разного типа. Тем более, они стреляют, так что даже воины в отрыве получат урон от данных юнитов.

Турецкие поляки – аналогичный предыдущим.

Кавалерия мамелюков – орудуют топорами, за счет чего могут соревноваться с бронированными конными солдатами и пехотными, исключая копейщиков.

Конные лучники мамелюков – всадники с луками, которые умеют не только стрелять, но и наносить урон в лоб.

Конные туркмены – классические стрелковые всадники, но с малыми запасами чести, из-за чего они могут бежать с поля боя при малейшей трудности.

Тяжелая армянская кавалерия – название их никак не согласуется с реальностью, потому что атаковать данными юнитами в лоб просто нельзя: они погибнут. По характеристикам они средние, но лучше использовать как обычных всадников. Единственное преимущество – дешевизна.

Византийская кавалерия – а вот эти воины достойны, так как обладают и хорошей броней, и стрелковыми способностями, которые позволяют наносить много урона.

Пронай аллагион – данные юниты тоже прекрасны, ведь параметры атаки, брони и чести на высоком уровне. Можно проводить атаки в лоб!

Телохранители гулам раннего средневековья – лучше всего подходят для штурма. Приставлять их следует возле генералов, которых они будут защищать за счет высокого чувства долга.

Телохранители гулам расцвета средневековья – аналогичны предыдущим за некоторыми незначительными факторами.

Телохранители гулам позднего средневековья – те же, что и выше.

Кавалерия гулам – стартовый воин для арабских стран, у которых низкая честь, из-за которой они часто покидают поле боя. Если и использовать их – только для нападений с флангов на слабых врагов.

Оттоманские сипахи – легкий кавалеристский полк, ничего выдающегося!

Пункты базы знаний

СВЕЖЕЕ ВИДЕО

Какая ваша любимая онлайн-игра?
ТОП 11 онлайн игр
© Shara-Games.ru
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
наверх