Благодаря данному руководству вы узнаете об устройстве армии в стратегии Rise and Fall: Civilizations at War, также узнаете о советниках, героях и военном ремесле.
Ресурсы
Несмотря на разгруженный интерфейс, разобраться новичку в нем не так уж и легко. Соответственно, пропускать обучение я крайне не советую. Впрочем, добро пожаловать тем, кто не понял в экономике ни черта!
Во-первых, ресурсов в стратегии мало, и тут вы не найдете разные камни, глину и пищу. Все минимально, как раз для солдат – дерево и золото. Каждый из ресурсов можно добывать в специальных источниках, которые постепенно пустеют, так что бесконечной скатерти-самобранки не будет! Кроме того, такие источники придется еще и охранять, чтобы никто не отнял у вас золото и древесину. Собственно, чтобы начать добычу полным ходом, нужно иметь достаточно жителей среди крестьян, которые вооружаться кирками для золотых рудников и топорами для вырубки лесов.
Секрет: золото пополнить можно не только через труд рабочих, но и с помощью Городских центров. Если вокруг центра работают люди, значит, в вашу казну течет с налогов золото.
Условный ресурс – это слава. Легче всего заработать данный ресурс во время сражения, но для этого нужно убивать врагов, а не просто проигрывать. Второй способ заработка – это постройка зданий, однако территории сильно ограничены, так что много славы вы не получите. Третий способ – это разведка земель, благодаря которой вы открываете новые локации и получаете за это славу. Но для чего ресурс нужен? Для начала – уходят очки на прокачку героя, о которых я расскажу чуть ниже. Впоследствии же за славу вы сможете нанимать советников, помогающих вам развивать государство. Ну и в конце концов, слава тратится на новые войска и их модернизацию, что является важнейшим элементом всей игры.
Последний ресурс – это очки найма. Они напрямую связаны со свободными поселениями (outpost), которые охраняются местными жителями. Кстати, важно, что подобные точки на море не имеют никакой охраны! Если вы уничтожите всю стражу – точка перейдет в ваше распоряжение, а вы получите дополнительно единицу к очкам найма. Собственно, такие очки, исходя из названия, нужны для расширения вашей армии. Это так и работает – чем больше очков найма вы соберете, тем больше сможете нанять солдат. На старте игры у вас всегда есть 3 базовых очка. В таком случае, нанимая лучников, вы получаете 3-х солдат. Если захватите 1 свободное поселение, то будете получать по 4 лучника со следующего найма и т.д.
Секрет: захваченные поселения будут со временем восстановлены, и дополнительно принесут вам солдат в качестве охраны.
Герои
Бойцы такого вида в данной игре нестандартные. Все привыкли, что герой является персонажем куда более сильным, чем обычный юнит из отряда, а также имеет свою шкалу опыта и умения с характеристиками. Прежде всего, герои тоже завязаны на механике славы, которая не распространяется отдельно на каждого, а имеет общее назначение. Прокачиваются солдаты, но слава у них влияет на количество, а вот герои с ее помощью увеличивают свой уровень. Важно понимать, что полководец без 4-го уровня банально не сможет повести за собой в битву отряд инженеров с катапультами. Мало того, если у героя нет 4-го уровня, то катапульты нельзя будет элементарно прокачать. Каждый уровень героя позволяет нанимать новых советников, а также исследовать технологии для модернизации армии и ее отдельных отрядов.
Конечно, герои необходимы вам не только для прокачки и исследования. Тут реализована интересная механика.
Как проходит бой! Когда выносливость полностью истратится, ваш герой отправляется обратно в стратегический режим, из-за чего управлять им снова вы не сможете. Собственно, в стратегическом виде герой погибает быстро. Но вам доступно восстановление выносливости, причем, в двух видах – в кампании вы восполните ее при помощи амфор, наполненных вином, которые выдаются вам за заслуги. В игре же против реального человека, или против компьютера, выносливость восстанавливается самостоятельно, независимо от ваших действий. Стоит заметить, что выносливость не восстановится автоматически, если вы продолжите игру от третьего лица, ведь сначала нужно переключиться на стратегический вид, дождаться, и только потом, если герой остался жив, нажать снова Q.
Герои, конечно, сражаются отнюдь не голыми руками, а мечами или молотами, что говорит о стычках в ближнем бою. Есть и дальнобойное оружие – традиционный лук, которым управлять нужно при помощи мыши (правая кнопка переводит вас в снайперский режим). Именно благодаря прицелу вы сможете найти слабое место врага и убить его. Перекрестие должно подсветиться красным цветом, что будет обозначать удачное попадание. Переключаться в бою между оружием можно традиционными кнопками 1, 2 и 3. Обычно кнопки две, но в игре есть несколько видов лука, так что 3-я временами тоже нужна.
Секрет: так как в стратегиях есть ускорение игрового процесса, то следует помнить, что в режиме от 3-го лица оно тоже действует. Собственно, чтобы не оплошать, советуется замедлить темп. Это очень важно, если вы стреляете из лука!
Советники
Как только в вашей армии появится бравый герой, вы сможете конвертировать полученную славу, чтобы нанять новых советников. Они же связаны с мирными делами, регулирующими гражданскую жизнь и т.д.
При получении уровня, герою предлагается нанять одного советника из нескольких на выбор. Каждый из советников предлагает определенную помощь, и если вы наймете кого-то, то после изучения, существующая в вашей стране проблема, моментально исчезнет. Некоторые советники могут удвоить здоровье всех крестьян, а некоторые обучают солдат основам первой помощи, чтобы те во время боя подлечивались.
Советников в игре, к сожалению, не так уж и много, хотя хотелось бы разнообразия, ведь механика интересная. Из-за этого данной функцией можно в принципе не пользоваться, потому что особой погоды она не делает. Узнать больше о советниках вы сможете ниже, в пункте о расах!
Секрет: проходя кампанию, советники нанятые советники остаются с вами до конца. Правда, стоят они из-за этого на порядок дороже.
Постройки
Различного рода военные здания отличаются лишь внешне, а по функционалу все они абсолютно одинаковые. Иными словами – каких-то крутых способностей придать своим отрядам у вас не получится, зато прокачать уровни, а вместе с ними и мощь можно будет.
Первое и главное здание – это поселение (settlement), которое открывает доступ ко всем остальным постройкам. Конечно, другие здания у вас будут вокруг, однако доступ к ним закрыт до тех пор, пока вы не установите поселение. Построить его можно за 250 дерева, но если доплатите еще 350, то превратите поселение в Городской цент (Town Center). О нем речь заходила выше – городские центры заполняют вашу казну ресурсами, но только в том случае, если рядом есть труды. В центре вы как раз и сможете нанять работников, с которых позже стрясете налог. Впоследствии Городской центр можно опять преобразовать – в Правительство города (Government Tower) за 400 дерева и 200 золота, которое безболезненно для жителей повысит налоги. Второй вариант развития – это Городская оборона (Town Defense), которая строится за 175 дерева и 150 золота. С помощью обороны ваш город станет более защищенным, и если придут враги, то охрана их перебьет на месте.
Амбар (Granary) – с его помощью вы поднимите боевой дух своей армии. Построить амбар вы сможете за 150 единиц дерева. Доплатите 450 дерева, чтобы превратить амбар в рынок (market), благодаря которому лимит ваших войск увеличится. Впоследствии рынок можно превратить в базар, но стоит это дорого – 650 дерева. Но в базаре включено две функции сразу – первая поднимает боевой дух, а вторая увеличивает количество возможной армии.
Секрет: боевой дух увеличивает все параметры ваших отрядов, а также скорость сбора урожая и ресурсов работниками. Иными словами – это общий модификатор, действующий на все элементы государства.
Казармы (Barracks) – возводятся за 325 дерева, и в них вы сможете нанять пехотинцев.
Конюшни (Stable) – тут вы наймете кавалеристов, правда, заплатить за это придется целых 275 дерева.
Секрет: к вашим городским стенам вы сможете пристраивать разные элементы – лестницы, ворота, опорные башни, башни лучников и т.д. Плюс-минус все эти пристройки составляют стоимость в 200 золота и дерева. Кстати, для осадных орудий никаких специальных зданий вам не потребуются – строят их обычные крестьяне, и управляют тоже!
Статуя – как и в любой другой игре про древний мир, данный монумент имеет чисто декоративный характер. Однако от этого в вашу копилку капает слава. Поставить статую можно за 175 золота и дерева. Крайне советуется возвести ее на начальных этапах партии, когда добыть славу из боя бывает очень сложно. Соответственно, если вам нужно буквально немного собрать славы, то просто постройте статую, действие которой продлится 6 минут.
Армия
Несмотря на разные нации, отряды в игре отличаются лишь по внешнему признаку.
Лучники – обладают неплохой атакой, однако она, как и жизни, значительно меньше, если сравнивать с мечниками. Фишка лучников исключительно в дальности их стрельбы. Самые слабые, как ни странно, лучники Рима, а вот египетские одни из самых опасных.
Мечники – обычный пехотинец, существующий во всех нациях, который обладает отличными параметрами жизней и атаки. Работает исключительно в ближнем бою, и этим отличается от лучников, а также от героев, которые могут быть сразу несколькими войсками. Отлично подходят в битвах у башен, беглецов которых истребляют на раз-два. Так что, если собрались штурмовать замок или городскую крепость, то брать данный тип отряда крайне рекомендуется.
Копейщики – обладатели самого лучшего урона, а параметр здоровья средний между лучниками и мечниками. Впрочем, копейщики Рима и Греции превосходят мечников Персии и Египта. Сражаются в ближнем бою, так что пометать копья не получится. Превосходны в битвах против конных отрядов, но страдают от лучников.
Кавалерия – отлично справляется против лучников, но терпит поражение от отряда копейщиков. Кстати, у кавалерии больше всего здоровья!
Есть еще вспомогательные отряды вроде штурмовиков с лестницами, которые нанимаются за 25 дерева и 50 золота. Цена неоправданно завышена, а ситуаций, в которых они пригодились бы, не так уж и много!
Построений отрядов в игре практически нет. Вы сможете просто отдать приказ – либо атаковать, либо защищаться. Кстати, у защиты есть отдельное назначение – можно приказать какому-то отряду защищать определенный объект на карте.
Говоря о тактике, хочется отметить стандартную систему, когда мечники выступают на первых рядах защитниками лучников, которые, в свою очередь, отстреливают врагов вдалеке. Кавалерию или копейщиков следует отправить на лучников, но делать это стоит после того, как ряды мечников рассеялись. Соответственно, если отряд катапульт находится за стеной вражеских отрядов, и в то же время обстреливает ваши стены, то придется подготовить наступление, в ходе которого пробить брешь и вырезать инженеров.
Морские баталии
Сражения на суше отличаются в корне от сражений на воде.
Начну с того, что есть три вида судов – галеры, триремы и биремы. Отличаются они количеством солдат, которых можно перевезти за один раз. На галере помещается 20 воинов, на биреме – 25, а на триреме – 35 воинов. Отсюда появляется вариативность и уникально боев на воде. Кроме того, на каждый из кораблей можно поставить осадное оружие, которое будет вести огонь по вражеским судам. Но данная функция открывается только после того, как герой Египта или Персии получит 4-й уровень, а герой Рима или Греции – 5-й уровень.
Секрет: прямо на кораблях вы сможете тренировать обычных людей, чтобы те стали воинами – мечниками, лучниками или копейщиками. Все они стоят столько же, сколько и при усхопутных условиях.
Корабли смогут уничтожать не только вражеские суда, но и береговые укрепления.
Секрет: несмотря на то, что триремы тяжелее остальных кораблей, ходят по воде они намного быстрее. Так что возьмите себе на заметку, что самые важные войска лучше перевозить на триремах, так как ими можно выйти из боя, отдалившись от врага.
Остальные военные действия и маневры можно произвести только в том случае, если в вашем подчинении есть уникальные солдаты. Их вы сможете нанять, заплатив определенную сумму ресурсов. К примеру, есть барабанщик, функция которого заключается в таране кораблей противника (это, кстати, как и некоторые другие особенности, обусловлено историчностью, когда на кораблях задавался ритм барабанов, идущих на таран). В игре это происходит автоматически – вам лишь нужно иметь под рукой барабанщика, а также хорошую позицию против вражеского корабля Просто идите носом в бок!
Секрет: если ваш корабль идет ко дну в открытом море, далеко от берега, то никого из войск спасти не удастся. Обратная ситуация, если вы потерпели крушение возле берега, тогда прикажите кучке оставшихся воинов плыть к берегу. В это время обстреливать их не будут!
Чтобы взять вражеский корабль на абордаж, нужно иметь в составе 2-3 матроса. Слабость их состоит в том, что они быстро падают от лучников противника. Ну и действует правило – чем больше матросов, тем быстрее состыкуетесь с кораблем врага. Но в этом мало смысла, так как ограничения на кораблях по войскам имеются.
Нации
Между собой нации различаются по внешнему виду, а также параметрам всех воинов, как уникальных, так и самых обычных. Однако, основываясь на всех этих цифрах, вы сможете понять, как действовать за ту или иную нацию!
1. Греция. Их воины вовсе не лучшие в игре, однако, дать отпор врагам, все же, смогут. Главная особенность Греции в том, что у них очень дешевая рабочая сила – стоимость ее составляет 35 золотых. Уникальное здание греков – это Школа Спартанцев, в которой тренируются мощные войска. Чтобы получить доступ к постройке школы, вам нужно прокачать действующего героя до 2-го уровня.
Первый герой греков – это Александр, который является вполне стандартным юнитом. Единственное интересное преимущество – это огненные стрелы, с помощью которых можно просто испепелять врагов. Минус такого режима стрельбы в том, что выносливости тратится невероятно много. Стоит подумать – а нужны ли вам такие стрелы!
Второй герой греков – это Ахилл. Медленно передвигается, но зато бьет так, что от врагов и мокрого места не остается. Стрелок из Ахилла никудышный, зато командир превосходный – обладает хорошим голосом, воодушевляя при этом свои отряды. Воодушевление превращает воинов на несколько секунд в неуязвимых. Соответственно, чем выше уровень Ахилла, тем дольше действие такого воодушевления.
Чтобы получить уникальные войска, нужно нанять учителя в Школе спартанцев. Нанять такого человека можно только одного! После этого придется потратить очки славы, чтобы открыть уникальные войска.
Спартанцы – шикарные пехотинцы, которые справятся с любыми мечниками и копейщиками. Обладают высоким уроном и большим запасом здоровья. Их слабость – это медлительность, из-за которой их сильно бьют лучники.
Баллиста – осадное оружие греков, которое пригодится в любых ситуациях: будь то сухопутное или морское сражение. Главное, прикрывайте баллисты войсками, а иначе враги быстро подберутся к ней и разрушат.
Огневержец – еще одна осадная пушка, которая имеет большой запас прочности, но все еще страдает от вражеских лучников и кавалеристов. Если удачно попадете из огневержца, сможете переломить проигрышную битву.
Советники Греции. На первом уровне вы сможете нанять ботаника, который ускорит производство дерева, также первооткрывателя, чтобы получать больше славы за разведку карты, оратора, чтобы поднять боевой дух, а также оружейника для увеличения атаки копейщиков. На втором уровне доступны – мясник, удваивающий здоровье рабочих, мастер осадной техники, увеличивающий прочность осадных орудий, а также налоговый инспектор, удваивающий налоги. Третий уровень даст вам повара для ускорения тренировки рабочих, мастера-стрелка для увеличения дистанции лучников, ростовщика для расширения территорий с налогами, а также философа, повышающего боевой дух. На четвертом уровне станет доступен ремесленник, удваивающий прирост славы от статуй, а также пират, ускоряющий все ваши корабли. На последнем уровне вы получаете верховного жреца, увеличивающего выносливость героев, историка, который дает больше славы за битвы, оракула, поднимающего дух, а также сенатора, увеличивающего количество солдат в отряде.
2. Рим. Обладатели лучших мечников, но худших лучников. В общем, если против Рима выставлено много осадных орудий, то им не сдобровать. При этом все мощные отряды стоят на порядок дороже, чем аналоги других наций. Но все это компенсируется гигантским налогом, за счет которого ваша казна не будет пустовать. Уникальная постройка – Колизей, в котором тренируются гладиаторы.
Первый герой Рима – это Юлий Цезарь, который является лучшим мечником в игре. Кроме того, отлично воодушевляет отряды с осадными орудиями, так что под его командованием те крушат врагов и стены на раз-два. Лучник из него хуже, но стрелять можно!
Второй герой Рима – это Германик, являющийся самым медленным героем игры. В его руках боевой молот, благодаря которому он укладывает любого врага на лопатки.
Уникальные войска у римлян интересные – это гладиаторы, которые очень слабые, но зато тренировать их можно огромными пачками и совершенно бесплатно! Есть еще центурионы – это серьезные пехотинцы, которые быстрее спартанцев, так что могут дать им отпор, но слишком ситуативные. К тому же, центурионы очень дорогие.
Палинтоны – это римские орудия, метающие огромные куски камней.
Советники Рима. Преторианцы – снижают время тренировки мечников. Крысолов – поднимает боевой дух. Торговец деревом – ускоряет производство дерева. Архитектор – увеличивает прочность построек, кормчий – увеличивает прочности кораблей. Налоговый инспектор – удваивает золото, идущее от налогов. Фермер Гонга – поднимает боевой дух. Маршал – в защитных укреплениях можно держать вдвое больше солдат. Акушерка – пара рабочих или матросов нанимаются по цене 1-го человека. Трибуна – позволяет быстрее двигаться сквозь леса. Геолог – увеличивает производство золота. Гладиатор – увеличивает атаку героев. Историк – слава набирается быстрее в сражениях. Посол – ежеминутно в вашу казну поступает золото. Ассенизатор – поднимает боевой дух.
3. Персия. Обладает весьма хилыми солдатами, что оправдано их маленькой стоимостью. Зато лучники у них лучше, чем у римлян. Рабочие быстро производят дерево, но стоят стандартно – 40 золота. Уникальная постройка – храм, которая служит вам сразу амбаром, стрельбищем и конюшней.
Первый герой Персии – Саргон II, являющий лучшим лучником игры. У него есть способность, позволяющая выпускать несколько стрел одновременно
Навуходоносор – стреляет из лука быстрее остальных. Его особенность заключается в опыте – чем его больше, тем быстрее он стреляет. Выносливость, как и у Саргона, довольно низкая.
Ассирийские лучники – уникальный отряд, который автоматически и бесплатно тренируется в конюшнях. Правда, больше 8 стрелков на 1 конюшню иметь нельзя.
Боевая колесница – особенность такого кавалерийского юнита в том, что на колесах установлены лезвия, которые быстрее прореживают вражеские отряды.
Боевые слоны – помогут вам растоптать врагов на поле боя. Кроме того, на спинах слонов восседают лучники, что только повышает эффективность данного юнита.
Таран – отлично подходит для пробивания стен и ворот.
Катапульта – стандартное метательное орудие, которое умеет закидывать во врагов горящие объекты.
Советники Персии. Плотник – для строительства зданий вы тратите меньше ресурсов. Дантист – повышает боевой дух. Лесник – добыча дерева ускоряется. Каменщик – прочность башен повышается. Переговорщик – стоимость каждого советника снижается в два раза. Шорник – повышает атаку кавалерии. Клерк – строительство поселений теперь бесплатно. Астролог – поднимает боевой дух. Гробовщик – за смерть солдат вы получаете золото. Разведчик – рабочие могут ходить через леса. Тренер – скорость всех людей повышается. Куртизанка – все рабочие теперь бесплатны. Дипломат – городской центр пополняет вашу армию отрядами. Укротитель слонов – паника врагов повышается, если на поле боя выходит ваш слон. Евнух – ваши солдаты лечатся, если наносят урон врагам. Королевский оружейник – увеличивает здоровье героя. Гадалка – поднимает боевой дух. Распорядитель запасов – тренировки проходят вдвое быстрее.
4. Египет. Обычные солдаты хороши тем, что их атака довольно высокая, даже по сравнению с уникальными юнитами и героями. Правда, количество здоровья у всех солдат значительно ниже. Кроме того, египтяне отличаются прочностью своих зданий, а также быстротой накопления золота. Уникальная постройка – это храм, который заменяет амбар и стрельбище.
Первый герой Египта – это Клеопатра, которая отличается своей стремительностью и уроном. Единственный шанс убить ее в бою – окружить. Если этого не сделать, то она постоянно будет пробиваться сквозь любые ряды противника. Считается хорошей лучницей, хоть и уступает персам по эффективности. Ее уникальная способность – это молитва, благодаря которой часть врагов переходит на вашу сторону.
Секрет: в кампании Клеопатра отличается тем, что имеет в распоряжении несколько видов лука, хотя против реальных игроков ограничена только одним.
Второй герой Египта – это Рамзес, который сражается своим боевым посохом. Имеет высокие показатели урона, что позволяет ему выносить много противников. Правда, из-за посоха Рамзес двигается медленно. Есть также режим стрельбы из лука, но выносливости хватает только на один хороший выстрел.
Из уникальных военных отрядов с самого начала стоит отметить лекарей. Тренировать их можно в обычных казармах, причем, получается их столько же по количеству, сколько и обычных воинов. Важно понимать, что лекари являются вспомогательным отрядом, который, однако, может переломить ход битвы в одночасье. Правда, от катапульт они не спасут, так как те убивают насмерть.
Слоны – можно сравнить их с персами, но свои отличия имеются. Во-первых, у египетских слонов сверху никто не восседает, что явный минус. Зато они умеют проламывать леса и деревья, чтобы сократить путь к полю битвы, или для преследования врага.
Колесницы – тут никаких вам лезвий на колесах, а исключительно стрелковые отряды. Главное то, что таких колесниц может быть много, в отличие от уникальной одной колесницы персов. Вы сможете нанять и 10, и 15, чтобы отправить их на поле брани. На колесницах восседает по 4 лучника. Если их всех перебьют, то за 50 золотых вы сможете пополнить экипаж снова. Правда, лучники на ходу стреляют не так искусно, как хотелось бы. Так, они хороши только за счет своего быстрого передвижения. Именно египетские колесницы чаще всего заходят врагам в тыл, если их до того момента не успели уничтожить!
Таран – идентичное орудие, которое есть и у персов.
Катапульта – намного дешевле персидской, а вместе с тем отсутствует и возможность метания горящих предметов.
Советники Египта. На первом уровне вы получаете в распоряжение архитектора, благодаря которому после установки здания или его улучшения вы получаете вдвое больше очков славы. Пивовар – даст вам возможность обратить обычных рабочих в хороших пехотинцев. Скульптор – поднимает уровень боевого духа на поле.
Второй уровень принесет вам историка, который принесет вам славу за убитых в бою врагов. Страж – снизит время, необходимое для тренировки копейщиков. Раб – позволяет строить здания и ремонтировать их, обходясь без рабочих сил (что очень помогает, когда пивоваром вы превратили всех рабочих в пехоту!). Дозорный – все войска бегут из разрушенного здания, а не остаются его охранять.
Третий уровень дает мародера, который приносит золото за уничтожение вражеских зданий. Танцовщица – поднимает боевой дух. Министр финансов – увеличивает эффективность добычи золота.
Четвертый уровень – дает вам деспота, который уменьшает стоимость солдат. Строитель колесницы – все лучники, скачущие верхом теперь подготавливают зажигательные стрелы. Знахарка – воскрешают убитых в данном бою солдат. Жрица – расширяет максимально возможные границы населения страны.
Пятый уровень – торговец, который позволяет тратить дерево вместо золота. Музыкант – поднимает боевой дух. Принцесса – выносливость всех воинов повышается. Кожевник – повышает здоровье всей армии.