Из руководства вы узнаете о подробностях игрового процесса в стратегии Imperial Glory. Гайд расскажет о тонкостях ведения баталий, о тактиках, возможных экономических ситуациях и прочих деталях.
Карта и экономика
Игровое поле состоит из провинций, одной из которых является столица. Исключительно в столице вы сможете набирать рекрутов в армию, а также заниматься постройками. Именно здания повышают эффективность воинов, ведь развивают технологии. Между провинциями можно вести торговлю, чтобы получать деньги. Также столица – это ваш центр, так что после его захвата врагами вы проигрываете. Если враги только что пересекли границу вашей столичной провинции, то у вас остается шанс побороться за нее, используя текущие войска.
Что касается передвижений по глобальной карте, то армию и даже корабли можно будет передвигать между смежными клочками. Кстати, важным членом отряда является офицер, так что без него в любом из городов армия будет содержаться как гарнизон. Под командованием одного офицера может пребывать до трех отрядов. Вы сможете менять отряды и офицеров, командующего ими, только когда они находятся в одной провинции.
Так как стратегия 2000-х, то туман войны остается важным элементом геймплея. Несмотря на историческую подоплеку, местность никому неизвестна, так что приходится исследовать каждый уголок. Чтобы узнать больше об окольных землях, придется сначала прокачать технологию для возведения дозорного здания, которое засвечивало бы территории вокруг. Следующий шаг – завоевание открытых территорий!
Если вам нужно добыть какие-то ресурсы, то специальные здания сможете возвести в разных точках провинций.
Ресурсов всего 4-е вида – деньги, пища, люди и сырье.
Соответственно, при захвате вражеского города, вам отсыпается часть от всех ресурсов противника. Люди в таком случае переходят самостоятельно, но в мирное время переманить их от оппонента к себе не получится.
Кстати, с торговлей все не так просто, ведь существует наземный вариант ведения дел, который предполагает наличие караванов, постоянно перемещающихся из одного города в другой. Есть и второй вариант – это морские переправки, для которых важно иметь на ходу специальные корабли. Назначить корабль можно через порт, чтобы начать торговлю. В дальнейшем улучшайте порты и таможни с остальными коммерческими зданиями, чтобы получать больше денег. Если со второй стороной торговли вы развязываете войну, торговля прекращается.
Если же сравнивать выгоду, то морская коммерция куда как прибыльнее, чем наземная. Впрочем, для возведения морских портов и кораблей придется знатно раскошелиться, а также обследовать территорию, чтобы обнаружить город с портом!
Передвижения на поле
В 2004-м году вышел настоящий хит – первая часть Rome: Total War, благодаря которой разработчики пересмотрели свое отношение к жанру. С тех пор схватки стали зрелищнее, но продуманнее ли?
Сразу стоит уточнить, что в режиме баталии никаких пауз теперь нет, что усложняет ситуацию на поле. Таким образом, вам придется заранее продумывать тактику наступления, обороны, обхода и т.д.
В общем и целом – отрядами вы управляете напрямую, указывая им направление и цели. Важнее всего построение и прикрытие флангов. Пропустить врага с неожиданного бока к себе – равно смерти, так что наблюдение за всей картой играет большую роль. Сами же солдаты внутри отряда имеют свойство постепенно лишаться сил – это показатель усталости в виде полосы синего цвета. Она может восполняться во время пребывания отряда внутри здания. Но сама полоса не так быстро истрачивается, ведь обычный марш позволяет обходить врагов с флангов и выстраивать длинные тактические маневры. Что же касается бега и ускорения – в таком случае, конечно, отряды устают очень быстро.
Секрет: войдите пехотным отрядом в здание, чтобы встать в стрелковую позицию, устраняя подступающих врагов с дистанции. Соответственно, если пехота не обладает стрелковым оружием в экипировке, то ничего не выйдет!
Пожалуй, для начала вам стоит научиться перемещаться по карте грамотно, ведь проблема в физике тел. Отряды не проходят друг сквозь друга, из-за чего придется заведомо отправлять их на позиции. Неправильно распорядившись войсками, можно потерять время и, как следствие, потерять армию. Разнообразия в ландшафте масса, так что узкие проходы, теснины, реки и болота будут создавать неприятные условия, где от ваших решений будет зависеть количество потерь. Тут небольшая подсказка – есть мост через реку, тогда пустите при наступлении часть отрядов через мост, а другую часть вброд.
Еще один момент – стандартный приказ перемещения подразумевает, что солдаты пойдут медленно, а для изменения понадобится самостоятельно изменить их план. На самом деле полезная опция, которая позволяет сохранить одинаковую скорость для всех отрядов. Вы не потеряете кавалерию, прежде чем пушку докатятся до указанной точки.
Для полноценного управления рекомендуется постоянно настраивать строй отрядов, чтобы они не сбивались автоматически. К примеру, полк перестраивается самостоятельно, когда вы отдаете команду стрелять. Следите за этими изменениями, чтобы в будущем не допускать ошибок. Что же касается пушечных орудий – принимают неподвижное положение, из которого можно вести стрельбу, а также походное положение, в котором можно лишь перемещать их. Автоматически пушки не перестраиваются из положений, из-за чего приходится переключать команды.
Помимо ландшафта в бою ключевую роль играют пристройки, разные объекты и прочие заборчики, которые подходят в качестве укрытия. Причем, спасают такие перегородки не только от условных стрел, но даже от пуль, ядер и более серьезных снарядов. Кроме этого, преграды уменьшают обзор.
Секрет: избежать потери обзора можно при игре с низкой сложностью.
Карта испещрена клочками земель, среди которых есть ключевые пункты передвижения. Риски велики, ведь строй приходится разбавлять, создавая неплотную армию. Пока вы передвигаетесь, на вас могут напасть, и в таком случае вы понесете большие потери. Впрочем, низкая сложность не изобилует ИИ, который постоянно воюет.
Ваши войска с течением времени получают опыт, благодаря которому повышают свои боевые характеристики. Это важно отслеживать, чтобы понапрасну не посылать прокачанных офицеров на сложные операции. А вот подготавливаться к войне придется заблаговременно, ведь нанимать офицеров – это занятие длительное. Потихоньку обучаете их, после чего армию в случае необходимости быстро сможете сформировать. Не забывайте о том, что в одной провинции максимальное количество содержащихся отрядов равняется 3-м.
Есть такие отряды под названием ландверы или рекруты – одним словом являются ополченцами, но их лучше не нанимать, так как пользы слишком уж мало. Хотя бывают случаи, когда при вражеской засаде в зданиях ополченцы могут выбить их оттуда. Нанять рекрутов можно много, так как стоят они крайне дешево.
Пушки – та же артиллерия, которая обязательна для атаки вражеских городов. В любом случае, она понадобится вам и для сражений на пересеченной местности, и в небольших деревнях. Нужно их в небольшом количестве, чтобы отбить максимальную армию врага на начальных этапах. Кстати, на первых порах артиллерия довольно слаба, тогда как ближе к финалу имеет большое значение, и без нее нельзя проводить ни одной битвы.
Тактические маневры
Армия является главной силой, которая выигрывает вам бои. Конечно, мастерство не менее важно, но со слабой армией идти против сильной считается безумием.
Пехота вам обязательна, ведь пойдет в первых рядах и как основная ударная сила. Такую волну лучше прикрыть стрелковым отрядом или даже разбавить ее, чтобы во время опасности они смогли выстроить крепкую линию. Артиллерия сюда обязательна, но должна находиться между двумя отрядами, чтобы одновременно прикрывать оба. Парочку конных отрядов тоже снарядите в бой, так как они незаменимы при маневрированиях и обходах, одурачиваниях противника.
Старайтесь устранить все слепые зоны среди своих отрядов, чтобы их не смогли застать врасплох. Именно для этого и нужна кавалерия.
Тактика во время обороны крайне простая. Если перед вами деревня, то всех стрелков отправляете в дома, а конницу оставляете сзади, тогда как пушки, опять же, обязаны располагаться между вашими войсками. Конница вам понадобится для устранения вражеских орудий, которые попытаются снести укрепления и здания с вашими солдатами.
Секрет: несмотря на практическую пользу кавалерии в обороне, она необходима и во время ваших собственных атак, чтобы отразить подобные выпады защищающегося оппонента.
Каре – это выстраивание отрядов в виде прямоугольника или квадрата. Такую позицию могут принять враги или вы сами. Бороться с каре можно посредством отстрела передних рядов врага, причем, ваши стрелки должны создать единую линию для этого.
Даже если у врага будет больше солдат в каре, у вас есть конница, которая отлично вырезает медлительные отряды. А бойцы в каре как раз долго перемещаются, за счет чего их можно легко застать врасплох. Для этого рекомендуется прикрывать конницы стрелками, а пехоту призвать к давлению противников. Тактика сработает, если под вашим контролем достаточно солдат. Сначала наступаете на каре врага пехотой, после чего резко врываетесь кавалеристами. Наступать же советуется, используя кратковременные остановки для отстрела противников.
Если же оппонент набрал в свои ряды массу солдат, зажигающих пушечные залпы, то придется действовать агрессивнее. Собираете основную часть пехоты и налетаете на артиллерию, а с флангов прикрываете все это дело кавалерией, но только после прорыва, чтобы их сразу не устранили.
Соответственно, чтобы самому сохранить преимущество перед кавалеристским наступлением, придется выстроить солдат, словно на шахматной доске. Между ними должны быть бреши, ведь так эффективности от массированного конного удара будет гораздо меньше.
Ну и тактика, ставшая к моменту написания данного гайда классикой, заключается в заманивании врага. Вся хитрость в обзоре, так что для выполнения приема придется изучить ландшафт, ведь за некоторыми местами вы менее заметны. Так, прячете в лесу конный отряд, потому что он быстрый, после чего аккуратно наскакиваете им на врага и бросаетесь сразу же обратно в лес. Враги, скорее всего, вышлют не всю армию в погоню, а часть. Вы продолжаете заманивать их в лес, чтобы в итоге вся армия врага переключилась на вас. Остальная армия в этот момент ударяет толпу из засады. Важно понимать, что до применения этого маневра нельзя сталкиваться с врагом. Соответственно, если бой между вами уже кипит, то кавалерия не отвлечет никого на себя.
Дипломатия
В 2005-м году дипломатические особенности были проработаны скверно во многих стратегиях. Игроки на карте практически не реагировали на ваши действия, кроме войны. В Imperial Glory же реализованы разные взаимоотношения.
Но бывают еще более мелкие нестыковки, которые усугубляют отношения между государствами, что отлично подходит для революционной тематики игры.
Секрет: если вы играете за монархическое государство, то подружиться с республикой не получится, что верно и в обратном случае. Республиканцы с радостью создают коалицию с себе подобными, как и монархисты.
Чтобы обратить внимание на себя, можно использовать систему сделок, во время которых даром предлагать ИИ какие-то ресурсы. Также проследите за уровнем их государства, ведь если вы на голову выше их в политической цепи, то такого рода малое государство и без всяких подарков примет приглашение в коалицию. Последний вариант – это объявление войны государству, которое постоянно напрягает то государство, с которым вы хотите завести дружбу!
Что касается монархистских государств, то они между собой могут еще заключать династические браки, укрепляющие взаимоотношения двух стран.
Для чего следует дружить с другими государствами:
Секрет: Республики быстрее сливаются в одну единую страну, тогда как между монархиями о таком виде сотрудничества могут быть разногласия.
Конечно мирный захват земель, слияние, требует большего количества времени и ресурсов, но и предоставляет больше плюсов. Во-первых, вы со всеми дружите. Во-вторых, торговля продолжается, за счет чего ваш капитал растет. В-третьих, присоединенная страна отдает все под ваш контроль, в том числе и войска. Но для слияния вам потребуется развивать отношения только с государствами, у которых изначально не было никакой неприязни к вам.
Республиканцы и Монархисты
Все самое интересное стартует на второй эпохе, а всего их 3 в игре. Что же происходит во второй эпохе? Открываются разные курсы – кто-то интересуется демократией, кто-то остается в старых условиях, пытаясь выжить среди республик. Из демократии может в итоге получится республиканская держава, а приверженцы старых взглядов становятся диктаторами.
Таким образом, получается стандартное противостояние двух систем, каждая из которых обладает уникальным древом развития. К примеру, игроки за республику получают больше выгодных торговых предложений, тогда как монархисты превосходно заточены для ведения военных действий. Соответственно, республиканцам лучше всего подойдет мирное развитие и постепенный захват через Консульства.
Секрет: монархисты используют военные госпиталя по всем территориям, с помощью которых солдаты восполняют свои силы, а также все понесенные потери.
Демократы, которые вырастут из республики, позиционируют себя с финансовой стороны, так что им постоянно придется покупать те или иные вещи: благо, денежный поток позволяет. Монархия получает множество рекрутов для войск.
О каждой нации
Россия.
Довольно простая для новичков нация, ведь у них есть множество ресурсов. Правда, из-за принадлежности к монархической системе у России постоянно недостаток финансов. Преимущество в том, что провинции довольно широкие, благодаря чему перетягивать войска с одного конца на другой безопасно. Также страна прогрессирует по науке быстрее со старта, но если не развивать это дело, то вскоре загнется.
Начать развитие можно с захвата, к примеру, Турции, ведь она нарочито слабая и поддается захвату после первого удара всей вашей армией. Есть еще Швеция, которая, если пригрозить пальцем, сдаст вам свою столицу мирным путем. Дополнительно присутствуют и другие мелкие страны для захвата, но рекомендуется брать Турция, ведь она открывает проход к Италии, а этот зверь уже крупнее. Вокруг будут и другие соседи, среди которых Австрия и Пруссия – подтолкните каждую к войне друг с другом, чтобы освободить себе проход дальше. Советуется использовать тактику союза с Пруссией, чтобы вместе пойти против Австрии. Если выберите другую сторону, то получите за защиту Австрии много денег.
Еще до Австро-Прусского конфликта придется наладить денежные потоки, чтобы ваша страна в случае внезапной войны смогла обеспечить сопротивление. Лучше всего исследовать торговлю и организовать ее сразу же. Наладить производство следует после бойни с Турцией. В вашем распоряжении будут свободные госпитали и лесопилки.
Затем исследуете научные ветки, чтобы успеть добраться до врагов на дальних берегах. Следите в это время за заданиями, которые выдаются каждой нации при прохождении. За выполнение можно получить полезные награды. Теперь самое время определиться с дальнейшими действиями. Если вы решили идти мирным путем, хотя это странно для монархии, тогда сотрудничайте со Швецией, ведь она ваша цель. Ломбардия, кстати, тоже неплохой вариант для присоединения.
Сразу после начала военных действий между Австрией и Пруссией, следует обратить внимание на Италию, ведь она в этот период уязвима как никогда. Если решились на атаку Германии, тогда в следующий раз при подходе к Италии встретите укрепленные позиции, так как к ней присоединилась Франция.
В случае, когда в Европе атмосфера слишком накалилась, повсюду война и отсутствие союзов, тогда следует подогнуть под себя Африку, где много ресурсов. На новом континента все равно придется повоевать, так как Африку обрабатывают британцы.
Секрет: Польшу только поощряйте, так как она противоречит принципам европейских стран, которые вы хотите захватить!
Морские просторы не следует захватывать, так как это лишняя головная боль. Сделав все грамотно на суше, вы получите больше преимуществ и потратите меньше, а это для России самое важное.
Англия.
Основное противостояние сосредотачивается на Франции, что соответствует исторической истине. Таким образом, вам надо бросить все силы для ее подавления, после чего заняться удовлетворением остальных аппетитов.
Впрочем, соперники из Франции могучие, так что наземными войсками их просто так не взять. Первое время старайтесь обороняться и не высовываться, чтобы успеть нарастить военное преимущество. Сила Англии в покорении морей, так что сосредоточьтесь на развитии кораблей. Они не только подарят вам первенство на воде, но и помогут быстрее развеять туман войны. Ну и торговля по морю выгоднее, чем на суше!
С деньгами проблем не будет, в отличие от остальных ресурсов. Из-за этого вы рано или поздно ввязываетесь в войну, в ходе которой можно взять много ресурсов. Варианта наступления два – Балтийское море и Средиземноморье.
В первом случае вы посягаете на Россию и ее территории, которые привязаны к Швеции. Если же у вас получится обойти их, тогда сможете спокойно плыть дальше. Вашей целью в этих просторах станет Дания со всей Норвегией, за счет чего проход в Европу всем остальным государствам будет закрыт. За счет этого можно договориться с Пруссией и Австрией.
Второй вариант через Средиземноморье предполагает захват Африки. Также можно обратить внимание на Италию, тогда как Испанию обойти стороной, ведь она понадобится вам позже для присоединения мирным путем. У пути по Средиземноморью много рисков развязать войну с Россией.
Франция.
Агрессивная нация, за которую вам предстоит постоянно воевать, причем, на первых порах отодвигая науку на дальний план. Лучше всего выбрать монархический вариант развития.
Также поначалу вас захотят задавить другие государства, но вы легко отобьете их нападение. Вскоре надо заняться развитием кораблей, ведь Англия не будет отсиживаться в стороне. Сырье – вот с чего стоит начать добычу ресурсов, если вы хотите наладить кораблестроение. Впрочем, есть еще один хитрый вариант противостояния, заключающийся в присоединении Ганновера, Испании, а в дальнейшем и Италии. Последнюю можно захватить, только если Пруссия с Австрией начнет воевать, как по сценарию России.
Именно благодаря перечисленным странам вы наладите свое финансовое положение, за счет чего сможете развернуть войну с Австрией.
Секрет: ни в коем случае не забывайте про династические браки, ведь они помогут сэкономить кучу времени и средств.
Россию, кстати, задобрить нельзя, так что накал страстей с ней обеспечен. Для этого у вас должна быть схвачена Италия, но до момента, пока Балканы не заняты, можно дышать свободно.
В общем, вам надо достичь успехов на западе Европы, чтобы побороться в итоге с Россией и Англией, наступающими с обеих сторон. В этот момент вернитесь к Англии, разберитесь полностью с ней, и только после этого разберитесь в конце с Россией. Естественно, против Англии придется использовать корабли.
Австрия.
Начало довольно тяжелое, если говорить о планировании стратегии, так как Австрия в центре между всеми. Впрочем, за счет этого тумана войны намного меньше. Из минусов также стоит отметить отсутствие морского порта. Наладить финансовое состояние советуется с помощью торговли с Англией.
Швейцария заявлена вашим союзником, но такого содружества надо избежать как можно скорее, потому что страна вскоре погрязнет в войне.
Россия станет вашим подспорьем в трудную минуту, так что налаживайте с ней отношения. Хотя, на первых порах сделать это сложно, потому что у страны свои интересы, из-за чего придется быстро устранить Пруссию, но только после захвата маленьких немецких провинций.
Отожмите у России Италию, ведь в таком случае союзная страна не рассердится, так как сможет переключиться на Ломбардию. Это отличная возможность стать лидером всей восточной Европы, ведь если Россия погрязнет в войне с Ломбардией, вы сможете ослабленные земли прибрать к своим рукам, а дальше пойти и на Францию, и на Англию! Но Россия может оказаться слишком умной, так что необходимо будет договориться с ней и отправиться во Францию.
Секрет: если Россия обратит свой взор на Польшу, тогда вам надо быстро двигаться в сторону Турции и Африки, забирая лакомый кусочек себе.
Хотя усидеть на всех стульях тяжело, но такова роль Австрии. Вам просто необходимо метаться меж всех государств, так как они на порядок мощнее вас. России нельзя давать много земель, потому что вы станете их следующей целью. Если Франция и Англия не продолжат соревнование, то тоже смогут стать для вас угрозой. Ваша глобальная цель – разобщить Францию с Англией, а также держать Россию на коротком поводке, не давая ей много земель.
Пруссия.
Вот если Австрия была настоящим вызовом, то Пруссия станет кошмаром. Земель у нее очень мало и расположены они между Россией и Австрией. Пытается вам помочь Саксония, так что даже Польша находится в стороне. Таким образом, вам надо первым делом искать мощное государство для создания коалиции. На выбор три страны – Англия, Франция и Россия, и договорится можно с каждой из них.
Франция подходит Пруссии лучше остальных, если сравнивать аппетиты. В таком случае против вас пойдут Австрия с Россией, которые постараются разодрать вашу территорию напополам.
Научные открытия и финансы пускать следует исключительно на развитие армии, ведь без нее вам скоро придет конец. Терзаемая со всех сторон, Пруссия обязана воевать, и только после отражения атак врага начинать развивать собственную промышленность, экономику и т.д.
Вам надо дождаться, когда Россия не выдержит и создаст военное положение с Турцией. Сразу после этого вам надо отвоевать Данию и присоединить ее земли к своим. Польшу пока оставьте, так как у нее неплохая армия.
Как только ваша территория станет больше, вы сможете вступить в союз с Англией, хотя из-за этого потеряете ценную Францию. Так что после покорения Турции и Польши идите на Ганновер или Нидерланды.
Есть еще вариант постараться договориться с Россией, чтобы вместе выступить против Австрии, а дальше идти по всей Европе. Но единственное для всех тактик верное решение – это сохранение как можно большего количества армии и их офицеров, так как Пруссия должна постоянно воевать.