Стелс-экшен Hitman: Absolution — очередное приключение генетически модифицированного киллера, под кодовым именем «Сорок Седьмой». Игра, выпущенная в 2012-м году, заслуженно заслужила лавры одного из лучших стелсов года, наряду с такими хитами, как Dishonored и Assassin's Creed 3. Используя отточенные рефлексы профессионального убийцы, богатый арсенал смертельных игрушек и собственную фантазию вам предстоит уничтожить своих врагов и спасти невинную девушку, которую вы пообещали защитить от своих бывших работодателей.
Обзор Hitman: Absolution
Игра Hitman: Absolution, несомненно, входит в число лучших стелсов 2012-го года, но не более. Почему так произошло понять несложно. Студия IO Interactive, как и многие разработчики до них, оказалась перед выбором: сохранить хардкорный дух серии, придерживаться традиций и удовлетворять запросы старых поклонников игры, или сделать игру более простой, современной, учитывающей новомодные веянья, и привлечь новую аудиторию. И разработчики решили пойти по пути, который до них выбрали другие продолжения старых хитов, такие как Max Payne 3 или XCOM: Enemy Unknown: они поменялись, иногда до неузнаваемости, учли современные тенденции в игростроении и стараются идти в ногу со временем.
Лысый киллер в новой части саги постарел и стал более человечным. Конечно у разработчиков был выбор, они могли и дальше развивать концепцию песочницы, реализованной в Blood Money: дать игрокам еще больше свободы в выборе путей выполнения контрактов, придумывании необычных и колоритных способов устранения целей, дать возможность прокладывать к жертвам еще более изощренные и запутанные маршруты, предоставить для исследования еще более обширные локации. Старые поклонники серии остались бы довольны. Но увы, основные авторы предыдущей части Хитмана ушли из студии, а новые разработчики проекта решили выбрать другой путь развития. Нельзя сказать, что они полностью провалили свою задачу, но ряд вопросов к ним имеется.
Сценарий
Учитывая, что игру издавали Square Enix, можно было предсказывать, что сюжету в этот раз будет уделено намного больше внимания. Сегодня модным стало рассказывать последовательные, душещипательные и линейные истории с душевными страданиями главного героя, роковыми красавицами, скриптовыми сценами и постановочными роликами. И вот наш лысый убийца хладнокровно убивает в душе свою неизменную помощницу-координатора из Агентства Диану Бернвуд, обещает, непонятно зачем, некоей девушке Виктории оберегать ее, что-то много рассказывает, пьет вики и ведет себя как постаревший секретный агент на пенсии, решивший порвать с прошлым.
Конечно, ничего плохого в таком подходе нет. Драма, женщины и виски всегда ценились сценаристами. На Оскар подобный сюжет конечно не тянет, но достаточно увлекает и интригует, а иногда даже заставляет переживать за главного героя. Кроме того в комплекте идут колоритные моральные уроды и запоминающиеся сцены, например, чего стоят прятки в кустах конопли в хипстерском притоне, фейерверк в Чайнатауне или диверсия в стрип-клубе.
Сценарий получился довольно содержательным и увлекательным, но у него есть два ключевых недостатка — это постановочность и линейность. Нас ожидаем много довольно грубо скрепленных уровней, когда нашему герою приходится играть не охотника а жертвы: ему приходится красться мимо охраны, чтобы добраться до точки Б из точки А или сбегать из-под носа у преследователей. Во время этого действа ему приходится метаться от укрытия к укрытию, отвлекать преследователей брошенными в сторону предметами и убегать от вертолета, что давно уже превратилось в клише в компьютерных играх. В общем, с оригинальностью у разработчиков не заладилось. А сцена с нападением боевых монашек может даже вызвать легкий фейспалм из-за своей несуразности.
Еще одной сомнительной данью моде стали рукопашные схватки в стиле «quick time events». Сначала кажется, что это разовые и необязательные моменты, но когда сорок седьмому приходится пробиваться сквозь ряды бомжей и алкашей в Южной Дакоте, они превращаются нудное и обязательное занятие.
О вкусах не спорят
Понятно, что сценаристы таким способом пытались разнообразить действие игры, сделать его более насыщенным и увлекательным. И действительно, в Hitman: Absolution нас ждут драки с алкашами, прятки в конопле, догонялки с вертолетом, бегство из горящего здания (еще одно клише!). А кроме этого здесь есть уровни, на которых мы в старом добром стиле можем прикончить цель множеством разных способов. Например, в упомянутом стрип-клубе похотливого старикана можно придушить в сортире, пристрелить через стекло в приватной кабинке или даже уронить ему на голову диско-шар. Организовать жертве неожиданный электрический стул, отравить еду, уронить на голову люстру, сбросить в яму, взорвать или организовать какой-нибудь подобный «несчастный случай» — лысый убийца по-прежнему бывает весьма изобретательным и юморным киллером.
И даже на тех уровнях, которые заставляют заниматься нашего героя несвойственным ему делом, вполне можно отыгрывать роль настоящего Сорок Седьмого, например, не просто прокрасться мимо охраны, а устроить для нее смертельную западню или включить проектор и отвлечь внимание. При этом локации, сделанные для настоящего Хитмена, выполнены практически идеально — богатые интерьеры, множество мелких деталей, остроумных и интересных диалогов, из которых нередко можно подслушать полезные сведенья. Благодаря этому игра продолжает поддерживать очень высокую планку качества, не позволяя поставить ей низкую оценку — игра вроде бы шикарная, но что-то портит впечатление.
Возможно это происходит из-за того, что даже созданные для свободного убийства уровня измельчали, стали менее масштабными, да и с способы убийства противников постоянно повторяются: убивать током, мочить в сортире, ронять тяжести на голову вам придется неоднократно.
Хардкор или казуальщина?
Большое количество линейных уровней, уменьшившиеся размеры локаций, повторяющиеся способы устранения целей, которые довольно очевидны и банальны, система укрытий — по этому описанию может сложиться впечатление, что игра стала более простой и казуальной. Но как ни странно, это совершенно не так. Скорее наоборот, иногда Hitman: Absolution проходить намного сложнее, чем предыдущие части. И в этом, пожалуй, заключается главная проблема — очевидно разработчики так и не смогли определиться, на кого рассчитана игра.
С одной стороны разработчики ввели популярную сегодня систему рентгеновского зрения, с которой нам уже приходилось сталкиваться в Deus Ex: Human Revolution и Batman: Arkham Asylum. 47-й тоже научился смотреть сквозь сцены, отслеживать охрану и маршруты ее передвижения, подсвечивать важные предметы. Для этого ему нужно накопить определенное количество «инстинкта», ресурса, который можно получить, выполняя задания, вырубая и пряча противников.
Звучит неплохо. Но с другой стороны, разработчики сделали систему маскировки неоправданно сложной. Да, она стала более реалистичной, например, если переодеться в униформу электрика, то бандиты и полицейские вас не заподозрят, но зато другие электрики раскусят вас довольно быстро. Но вопрос в том, зачем подобный «реализм» в игре, где для нас на каждом шагу заботливо подготовлены такие удобные для сокрытия трупов шкафы, комоды и ящики, а враги настолько тупы, что никогда не заглядывают за занавеску?
Теперь генетически модифицированный киллер может обмануть противника, притворившись, что сдается в плен, но затем внезапно вырвать у того оружие из рук и взять его в заложники. Иногда это весьма выручает.
Кроме того нас выявляют слишком уж быстро. А «инстинкт», который позволяет Хитмену спрятать лицо и быстро проскользнуть мимо врагов, расходуется слишком уж быстро. В результате мы добрую половину игры будем заниматься игрой в прятки с охраной, обслугой, электриками и полицейскими, вырубая и пряча всех встречных, чтобы набрать достаточное количество «инстинкта» и поддерживать маскировку. И в процессе будет сказано не одно крепкое слово, ведь ИИ стал гораздо более дотошным и любое неосторожное движение может привести к мгновенной перестрелке с печальным для нас концом, а сохранения теперь работают только в определенных контрольных точках.
За двумя зайцами
Складывается впечатление, что разработчики пытались угодить одновременно всем игрокам. Если включить легкий уровень сложности, то ИИ там будет тупее, «инстинкт» накапливается быстрее, маскировка длится гораздо дольше, контрольных точек больше. В итоге мы получаем неплохой боевик, в котором можно побывать и в шкуре охотника и в шкуре жертвы. Хотите хардкора — выбирайте высокую сложность игры, где нет сохранений и «инстинкта».
Но качество и адекватность игр принято оценивать по средним показателям, предназначенным для большинства игроков, а не по крайностям. И на среднем уровне сложности Hitman: Absolution выглядит как какая-то странная поделка, пытающаяся одновременно разместиться на двух стульях, причем не всегда удачно: игра постоянно из изощренного симулятора убийцы пытается превратиться в скучные и нервные прятки, но при этом время от времени умудряясь вызывать восхищение.
Тут следует отдать должное новому режиму Contracts, вносящему заметное оживление в игру. В этом режиме мы можете создавать собственные миссии, которые будут проходить на официальных уровнях, и соревноваться с друзьями и другими игроками в их прохождении. Также вы сможете выполнять контракты, созданные другими пользователями, и зарабатывать деньги на приобретение нового снаряжения.
Особенности Hitman: Absolution:- Богатый выбор орудий убийства, в том числе обычные бытовые предметы, например, книги и кирпичи.
- Скрытно проникайте в охраняемые места и незаметно убивайте.
- Спрячьтесь на глазах у всех — замаскируйтесь под электрика, уборщика, повара, охранника и т.д.
- Инсценируйте несчастные случаи: убивайте врагов электрическим током, при помощи неисправных машин и т.д.
- Используйте богатый арсенал убийцы: пистолеты Silverballer, удавки из оптоволокна, взрывчатку.
- Используйте «инстинкт» чтобы видеть сквозь цели, отслеживать движение охраны, находить слабые точки в защите.
- Создавайте сами и выполняйте другие пользовательские миссии в режиме «Контракты» и соревнуйтесь с другими игроками в самом изощренном способе устранения целей.
Подытожим
Проект получился неоднозначным, со своими плюсами и минусами, но при этом, несомненно, заслуживающим внимания.
К плюсам игры можно отнести возможность устранять жертвы самыми разными способами, ставшую визитной карточкой серии. Хороший дизайн уровней, множество мелких деталей, создающих необходимую атмосферу, уникальный стиль игры.
К минусам можно отнести слишком навязчивый сюжет, лишающий игру нелинейности прохождений, меньше возможностей для творческого подхода к убийствам, несбалансированная система маскировки, большое количество самоповторов.